Идея создания Советской республики матросов и строителей на острове Нарген (ныне известном как Найссаар) у эстонского побережья, впервые пришла в голову старшему писарю на борту российского линкора "Петропавловск" в декабре 1917 года. Его звали Степан Петриченко. Время для этого было подобрано самое подходящее.
Россия все еще восстанавливалась после шока от большевистского переворота. Армия, изношенная годами кровавых боев, была в то время почти полностью деморализована. Кроме того, всеобщее внимание привлекло подписанное 15 декабря Брест-Литовское перемирие с Германией.
В результате, в Ревеле (современный Таллинн) никто не встал на пути 90 моряков Балтийского флота, которые просто в нескольких километрах от них провозгласили, что им принадлежит близлежащий остров Нарген, создав там Советскую республику моряков и строителей. На бумаге политическая система напоминала советскую Россию, с правительством в виде совета народных комиссаров и его председателем (сам Петриченко). В действительности же форма правления на острове была что-то между хаосом и анархией.
История существования
Местное население насчитывало несколько сотен человек, в основном эстонские шведы, эксплуатировались матросами нещадно, а налоги были совершенно произвольными. Короче говоря, моряки брали все, что хотели и когда хотели. Женщин бесцеремонно насиловали.
Когда ресурсы начали иссякать, Петриченко обратил свой взор на Ревель. Это вызвало настоящие неприятие у населения. Он не контролировал какой-то бесполезный необитаемый остров - это был ключевой стратегический узел - полноценный "сухопутный дредноут".
Несмотря на свои скромные размеры (всего 18 кв. км), Нарген был вооружен до зубов различными укреплениями и артиллерийскими батареями, чтобы обеспечить эффективное прикрытие для любого вражеского флота, пытающегося подойти к Ревелю с моря. Теперь оружие было повернуто против самого города.
Угрожая уничтожить половину Ревала (что было вполне возможно с помощью военной мощи Наргена), моряки потребовали, чтобы его жители обеспечили их припасами, алкоголем и местными заключенными для уборки снега и выполнения других рутинных работ.
История падения
Моряки на Наргене провели большую часть дней в полном пьянстве, но все-таки сумели проследить за политическими событиями в "соседней" России. Правительство самопровозглашенной республики было глубоко возмущено известием, которое пришло из Брест-Литовска в феврале 1918 года о желании большевиков вернуть Прибалтику немцам и были готовы сражаться до смерти, чтобы этого не случилось.
Однако их решимость оказалась не более чем словами. Переговоры между Германией и большевиками провалились,а немецкая армия возобновила боевые действия и в конце месяца подошла к Ревелю.
Несмотря на то, что гарнизон Наргена обладал значительной огневой мощью для защиты острова и прикрытия Ревеля, моряки решили бежать. 26 февраля, не дав боя и даже не уничтожив укреплений и бросив оружие на острове, моряки на кораблях бежали сначала в Гельсингфорс (Хельсинки), а затем в Петроград (Санкт-Петербург). Кроме того, они оставили на острове около десятка своих пьяных братьев.
Однако после позора Республики Нарген ее лидер Степан Петриченко не только не погрузился в забвение, но и сыграл ключевую роль в событии, вызвавшем шок в Советской России. В марте 1921 года на морской базе в Кронштадте под Петроградом он принял командование тысячами моряков Балтийского флота - "гордости и славы революции" - и устроил восстание против большевистской диктатуры.