Найти в Дзене
Финансовая газета

Российская экономика рухнула не так сильно, как ожидалось

Оглавление

Росстат опубликовал официальные итоги социально-экономического развития страны в кризисном 2020 году.

Коронавирусная пандемия, с которой боролись в том числе за счет карантинов и локдаунов, могла бы нанести отечественной экономике чуть ли не смертельный удар. Но наш ВВП выстоял. В правительстве уверяют, что благодаря масштабной господдержке. В экспертном сообществе указывают на отсталую структуру народного хозяйства, в котором слишком мало МСП и сферы услуг.

По последним данным Росстата, экономика сократилась всего лишь на 3,1%. Однако еще в конце прошлого года даже в правительстве и ЦБ опасались 5%-ного обрушения. Инвестиции сжались на 4,1%, но ожидалось более глубокое падение. Так что Россия по сравнению с Западом выглядит не так уж и плохо. В развитых странах ВВП уменьшился более значительно.

Впрочем, есть и настораживающие цифры. Реальные располагаемые доходы населения сжались еще на 3,5% в прошлом году. С 2013 года они рухнули уже на 10,6%. Инфляция превысила таргет ЦБ (4%). В январе темпы роста потребительских цен продолжили расти и достигли 5,19%. Поэтому Банк России 12 февраля оставил ключевую ставку (4,25%) на прежнем уровне и заявил о готовности постепенно перейти от мягкой к нейтральной денежно-кредитной политике, что предполагает рост ставки до 5–6%.

Игры с ВВП

II квартал прошлого года был, как известно, провальным из-за весеннего карантина. ВВП в нашей стране упал на 8,5%, в ЕС – на 14%. В США было показано рекордное падение на 31,4% (правда, только в годовом исчислении). Падал и Китай, но в основном еще в I квартале. Прогнозисты полагали, что 2020 год будет самым провальным в истории. Или по крайней мере после Второй мировой войны. В принципе они не сильно ошиблись. Но благодаря оживлению мировой экономики в III квартале макроэкономические показатели упали по итогам всего года слабее, чем это ожидалось в середине лета.

В Минэкономразвития уже в октябре прогнозировали падение российского ВВП только на 3,8%. В середине декабря Владимир Путин говорил о 3,6%. Но все равно опасения о 5% оставались. В итоге, если верить Росстату, получилось 3,1%. В правительстве довольны, указывая на то, что другие страны, за исключением Китая (рост в Поднебесной достиг 2,3%), показали результаты хуже.

Впрочем, на поверку разница не так уж и велика. Например, по январским подсчетам МВФ, американская экономика подсела в 2020 году на 3,4%. Немногим более чем в России (естественно, в процентном соотношении, в номинале объемы, конечно, на порядок выше).

В Евросоюзе спад ВВП, безусловно, заметнее. По оценке Еврокомиссии, в еврозоне (19 стран ЕС) ВВП упал на 6,8%. Во всех 27 странах ЕС – на 6,3%. В МВФ дают больше – 7,2% в еврозоне. При этом немецкая экономика потеряла 5%, испанская – 11%, французская – 8,3%. В итоге, как считают в МВФ, мировая экономика сократилась на 3,5% (ранее ожидалось 4,4%).

В целом получается, что Россия лучше смотрится только по сравнению с Евросоюзом, в остальном мире показатели падения ВВП близки к отечественным. Правда, Росстат еще может подкорректировать цифры в нашу пользу. ВВП 2019 года, например, уже пересчитали. Ранее рост определялся в 1,3%, неделю назад сообщили, что на самом деле все 2%.

При этом прогнозируемые темпы восстановительного роста в этом году в России оказываются более скромными, чем в других странах. Так, Минэкономразвития уверено в 3,3%. Ряд экспертов надеются на коридор в 3–4,5%. По мнению аналитиков МВФ, мировой ВВП в 2021 году увеличится на 5,5%. В США – на 5,1%, в еврозоне – на 4,2% (во всем ЕС – на 3,6%). Все развитые страны покажут плюс 4,3%, развивающиеся – 6,3%. Рекордсменом ожидается Индия – плюс 11,5%, Китай покажет экономический рост в 8,1%.

Так что российское правительство вновь не сможет выполнить задание президента выйти на темпы роста выше среднемировых. Одна из причин – структура отечественной экономики. Самый сильный удар пандемия нанесла по сфере услуг населению, розничной торговле, где наиболее ощутимо представлены малые и средние предприятия. По данным Росстата, оборот розничной торговли в 2020 году упал на 4,1%, а оборот общественного питания сжался на 20,7%. Но доля сферы услуг и МСП в России в два-три раза меньше, чем в других странах. Основную долю в ВВП занимает промышленность, к тому же принадлежащая в основном госсектору. Если не считать добывающих предприятий (производство на них из-за соглашения ОПЕК+ сократилось почти на 9%), промышленность в России практически не останавливалась на карантин. Поэтому ВВП упал не так сильно, как ожидалось. Хотя свою положительную роль сыграла и господдержка наиболее пострадавших отраслей. Но и восстановительный рост из-за такой структуры окажется медленнее, чем в конкурентных экономиках.

-2

Что скажет ЦБ

Если российский ВВП показал неплохую сопротивляемость глобальной пандемии, то с остальными макроэкономическими показателями ситуация тревожнее. Борьба с кризисом происходит во многом за счет населения. Так, как уже указывалось, реальные располагаемые доходы в прошлом году, по данным Росстата, уменьшились на 3,5%. Однако аналитики ВШЭ считают, что падение доходов составило 4,1%. При этом средняя зарплата в стране выросла в номинальном выражении на 5,5%, а в реальном – на 2,2%. Зато резко упали доходы от предпринимательской деятельности. К тому же рост зарплат отмечен прежде всего в бюджетной сфере. В «теневом» и «сером» же секторах, по подсчетам ряда экспертов, доходы упали на 12%. Впрочем, важнее другой факт. Падение доходов с небольшими задержками продолжается уже семь лет. Нарастающим итогом, как уже подчеркивалось выше, доходы населения сократились на 10,6%, что не может не сказаться в обозримом будущем на росте протестных настроений в обществе.

Материальное положение наиболее пострадавших от пандемии работников, а также пенсионеров ухудшилось в прошлом году еще и из-за ускорившегося роста инфляции. Так, в 2019 году рост цен ограничился 3%, в прошлом – достиг 4,9% (на 0,9% выше таргета ЦБ). В январе инфляция продолжила тенденцию на увеличение. По данным ЦБ, она достигла год к году 5,19%. Продуктовые цены выросли еще больше – на 7% годовых. Или на 1% в январе к декабрю.

В этих обстоятельствах Банк России на прошлой неделе вновь решил не изменять ключевую ставку. Она сохраняется на нынешнем уровне – 4,25% с июля прошлого года. В первой половине 2020 года ее резко снизили (на целых 2 п. п.), для того чтобы простимулировать падающую в кризисную яму экономику. Однако сейчас проинфляционные риски усилились. К тому же вкладчики недовольны существенным снижением депозитных ставок. ЦБ уже предупреждает, что ожидать дальнейшего снижения ключевой ставки не стоит. Более того, необходимо готовится к переходу от мягкой денежно-кредитной политики к нейтральной, при которой ставка перейдет в коридор 5–6%. Рубль тогда получит дополнительный стимул к укреплению, а потребительские цены – к снижению темпов роста.

Интересно, что МВФ рекомендовал ЦБ РФ продолжить снижение ставки как минимум на 0,5 п. п. Аналитиков фонда беспокоит возможность усиления в российской экономике дефляционных тенденций. С инфляцией же Банк России может справиться и другими инструментами. Такая рекомендация не может не вызвать определенного недоумения. Рост цен в России приобрел уже политическое звучание и привлек пристальное внимание правительства и президента. Поэтому неудивительно, что Банк России решил не прислушиваться к мнению МВФ.