Найти тему
Литературный салон "Авиатор"

Амдерма. Авианосец на краю материка.

Оглавление

Юрий Мамонтов

Если идти на Север из Екатеринбурга, то преодолев множество пиков Уральских гор и форсировав несметное количество рек и ручьёв Вы упрётесь в край океана — Карское море, а посмотрев вниз под ноги увидете плиты взлётно-посадочной полосы аэродрома Амдерма. Амдерма — самый северный аэропорт Уральского хребта. Хотя…

авианосец Амдермы
авианосец Амдермы

Внешне аэродром Амдермы чем-то напоминает авианосец стоящий на рейде у одноимённого посёлка. По аэродрому Амдерма много неизвестного, интересного, любопытного. Например — взлётно-посадочная полоса стоит в десятках метрах от океана и не тонет. Старожилы говорили — полоса на бочках. Полоса всегда боеготова и принимала тяжёлые Ил-18, Ан-12.

Первый самолет приземлился в Амдерме 28 марта 1935 года. Этот рейс из Нарьян-Мара в Амдерму на самолете У-2 выполнили летчик В.В. Сущинский и бортмеханик С.Я. Клибанов. Приземлился самолет на узкой песчаной косе. Позднее на эту косу в 1936 году совершили посадку самолеты М.В. Водопьянова и В.М. Махоткина.

25 октября 1950 года приказом начальника Управления полярной авиации ГУСМП аэропорт Амдерма был отнесён к аэродромам 2-го класса. Цифры производственной деятельности аэропорта того времени впечатляют. По итогам 10 месяцев 1950 года: было принято 747 самолётов (в среднем по 74 самолёта в месяц), в Амдерму прилетело 2735 пассажиров, вылетело из Амдермы 2941 человек, доставлено 207 тонн груза, отправлено 260 тонн, почты принято 46 тонн, отправлено — 38.

впереди полоса Амдермы
впереди полоса Амдермы

В 1956 году была построена бетонная взлетно-посадочная полоса для всех типов самолетов. Это уникальный объект военно-инженерного строительства в условиях Арктики. Он имеет особую значимость в обеспечении функций по охране государственной границы, обслуживанию Северного морского пути и полярных станций. Аэродром имеет важное значение в обеспечении национальной безопасности и реализации стратегических интересов на севере Российской Федерации. Сюда был перебазирован 72-й гвардейский Полоцкий ордена Суворова 3 степени истребительный авиационный полк. Нам необходим был такой аэродром, поскольку регион всегда пользовался пристальным вниманием разведки стран НАТО.

На аэродроме Амдермы заступили на боевое дежурство сначала истребители МиГ-19, позднее перехватчики Як-25 и Ту-128, а затем современный МиГ-31.

экипаж Як-25
экипаж Як-25

 боевой вылет
боевой вылет

В 1961 году аэропорт Амдерма в составе Управления полярной авиации. А с 1964 года - становится круглосуточно работающим. В 70-х годах интенсивность полётов в аэропорту ещё больше увеличивается, она достигает до 10 самолётов в сутки. Причём полёты выполнялись в соответствии с центральным расписанием, утверждённым в Москве и на самолётах 1 класса ИЛ-18.

70-е прилетел из Москвы Ил-18
70-е прилетел из Москвы Ил-18

аэровокзал Амдерма
аэровокзал Амдерма

Аэропорт Амдермы становиться транзитным пунктом на пути трансконтинентальных перелетов и основным аэродромом в Арктике. Аэропорт имеет один терминал и одну взлетно-посадочную полосу, выполненную из бетона. Регистрация пассажиров на рейс проходила на первом этаже главного здания, там же расположен зал ожидания, кафе, небольшой магазин. Ближайшие аэропорты : Салехард , до него 410 километров, Воркута — 271 километр, и Нарьян-Мар.

карта пилота из 70-х
карта пилота из 70-х

В 2014 году произведен ремонт оборудования по приёму горючесмазочных материалов и аэропорт увеличил запас топлива на 500 тонн. Ранее, в навигацию, завозили 200-250 тонн авиационного топлива. Теперь запас составляет 940 тонн.

История хранит в памяти тяжёлые дни аэропорта Амдерма. Произошло лётное происшествие осенью 1944 года при взлёте самолёта ПС-84, в 1948 году вылетевший из аэропорта Ли-2 потерпел катастрофу на маршруте следования, погибло 20 человек, в том же 1948 году потерпел катастрофу Ли-2 при подлёте к Амдерме, в 1955 года при выполнении посадки разбился Ли-2. Крупная авиакатастрофа произошла 3 сентября 1979 года. Разбился пассажирский самолёт Ан-24Б, погибло 40 человек. В те дни для опознания и хранения тел в аэропорту был выделен ангар. Вот что пишется в документах по расследованию катастрофы: «Самолёт столкнулся с сопкой сперва правой плоскостью крыла, а затем о склон ударились нижняя часть пилотской кабины и винты двигателей. Кабина пилотов была уничтожена, правая часть крыла надломилась. Фюзеляж разорвало на две части, после чего передняя часть перевернулась через левое крыло на 180°, пролетела 38 метров и врезалась в песчаный берег Карского моря в 20—30 метрах от воды. Самолёт полностью разрушился, разброс обломков 40 метров. На месте катастрофы возник пожар» . Позднее произошла катастрофа при заходе на посадку тяжёлого транспортного самолёта Ан-12. Тогда 16 ноября 1991 года погибло 20 человек.

посёлок Амдерма вид из аэроплорта
посёлок Амдерма вид из аэроплорта

Конечно, аэропорт Амдермы связан с развитием посёлка, сам посёлок был основан в июле 1933 году с началом строительства рудника по добыче плавикового шпата (флюорита), месторождение которого было открыто в 1932 году геологопоисковой партией П. А. Шрубко.

Амдерма старая карта
Амдерма старая карта

Добычи флюорита на амдерминском руднике позволили СССР отказаться от импортных закупок.. Его до осени 1932 г. завозили из-за границы. Было создано рудоуправление, горнообогатительная фабрика. Флюорит важное стратегическое сырье. Минерал является ценнейшим оптическим сырьем для атомной, электронной, космической техники. Он применяется в металлургии, химической промышленности, алюминиевой промышленности, стекольной промышленности (для получения матового стекла), в эмалировании металлов, оптике (при изготовлении линз, объективов, телескопов и приборов, требующихся для работ в ультрафиолетовом свете). Установлено, что амдерминский флюорит является наиболее подходящим материалом для выращивания оптических монокристаллов. После окончания Великой Отечественной войны, когда были разведаны другие месторождения плавикового шпата, более выгодные по добыче, амдерминский рудник был закрыт. Рядом с посёлком на побережье находятся Чёрные скалы — это выход девонских угленосных сланцев.

Чёрные скалы
Чёрные скалы

Посёлок располагается за Северным полярным кругом на северной оконечности отрогов Полярного Урала – хребта Пай-Хой . Посёлок стоит на девяти холмах, называемых грядами.

 вид на аэропорт с посёлка
вид на аэропорт с посёлка

В 1936 году посёлку был присвоен статус посёлка городского типа. Посёлок продолжил свое развитие как база по освоению Арктики. Рядом пролегает Северный морской путь, игравший важную роль в экономике государства. Название посёлка в переводе с ненецкого означает «лежбище моржей», но есть и другие версии названия. При развитии посёлка был введён в работу водовод с озера Тоин-то длиной 5 километров, построены школа, детский сад, большой клуб с кинотеатром и библиотекой, госпиталь, двух и трёхэтажные каменные дома, причал для морского транспорта.

ночь полярного дня в военном городке
ночь полярного дня в военном городке

Попадая в Амдерму испытываешь ощущения, что жизнь сделала вынужденную остановку. Жизнь как бы замерла. Внутренние часы стоят. Вообще привыкать к жизни очень трудно. Влияет отдалённость, а главное однообразность. Каждый новый день похож на прошлый. Впечатления от прожитых дней появляются много позднее, когда уезжаешь навсегда с района вечной мерзлоты. Север начинает тянуть к себе. Воспоминания не отпускают. Но это много много позднее. К полярной ночи привыкнуть нельзя. Это подтверждает местное население района — ненцы, они говорят, что к полярной ночи привыкнуть никто не может. Много неизвестного испытывает организм попадая в непривычную обстановку. Бывают дни, когда беспричинно появляется ощущение тревоги, опасности. Спать только потому, что на часах ночь, а реально светит солнце полярного дня — требуется сила воли. Иногда малолетние дети в посёлке одновременно начинают плакать и отказываются спать. Переносимость алкоголя не соответствует тому, которое знакомо на материке — хмель подавляет организм очень быстро и вывести его трудно. Особо опасно и непонятно то, что есть признаки невыхода из этого состояния. Меняется работа кишечника — что пугает, но обменявшись своими переживаниями с местными и прочитав записки полярников успокаиваешься. Погода меняется очень быстро. Только что светило солнце , а через минуту сильные осадки в виде дождя и мокрого снега. Видимости никакой. Ветер может поставить человека весьма крупного на, как бы это правильно выразить, в ообщем на две руки и две ноги. И в таком состоянии он будет пробираться к своему дому. Зимой ветер шлифует дороги, переулки и тропинки, ходить очень трудно — скользко. Устаёшь. Да и ходить-то некуда : работа, пирс, магазин, клуб, библиотека, рыбалка. Вблизи посёлка есть кладбище. Рассказывали, что там похоронены ссыльные из периода репрессий 30-х. На горе в посёлке стоял металлический столб, при подходе плохой погоды он начинал дрожать , остановить эту дрожь было невозможно. Прям чудеса. К аэропорту и в посёлок приходили белые медведи, попрошайничали. Особо любили сгущенное молоко в банке. Открыть её мишкам не представляло трудностей — сжимает лапу с банкой и вот она вкусная вещь для облизываний.

В Амдерму просто так попасть нельзя-приграничная зона. Уже в самолёте после посадки встречают пограничники и проверяют требуемые документы. Вылететь из аэропорта можно только при наличии необходимых документов. С аэропорта в посёлок добирались на гусеничном вездеходе, военном автобусе. Жители посёлка в далёкие 70-е: метеорологи, геологи, сотрудники нефтегазоразведочной экспедиции, пограничники, работники гражданской авиации, моряки, работники морского порта, военнослужащие авиации ПВО и обслуживающий персонал посёлка — продавцы немногочисленных магазинчиков, медицинские работники. Была мерзлотная лаборатория. Численность населения достигала 10.000 человек, согласно переписи 1989 года в посёлке проживало более 5 тысяч жителей. К 2011 году уже проживало 556 человек, а ныне менее 300. В 90-е годы прошлого столетия жители стали покидать посёлок, военная часть ПВО была выведена из посёлка.

Длительно жить в таких условиях трудно. У детей может развиться сколиоз. Ухудшается зрение. Лицо от недостатка солнца и постоянного ветра стареет. Женщины часто ходили с прозрачной пластиковой маской , держав её в руке и закрывая лицо от неприятного мокрого ветра. В летние недели , если так можно назвать погоду, когда наконец-то можно одеть демисезонную куртку и тонкий свитер, жёны с детьми улетали на материк. Амдерма на некоторое время превращалась в мужской городок. Осенью начиналась навигация и в посёлок на зиму завозили необходимые продукты, алкоголь всех видов и названий (к весне оставалась только водка, а ассортимент продуктов резко менялся в худшую сторону).

Гражданской авиации постоянного базирования нет. Аэропорт использовался гражданской авиацией при рейсовых полётах (Москва, Архангельск, Нарьян-Мар, иногда Воркута), при посадках на запасной, если плохая погода в северных аэропортах назначения, в промежуточных посадках при перелётах на Диксон, а так же лётчиками-испытателями, транспортной авиацией при перевозке необходимых грузов.

лётчик готовится к вылету
лётчик готовится к вылету

Военные лётчики отбирались для службы из нескольких полков на материке. Только с первым классом. Единичные случаи штурманы с училища, но это редкость. Перед подготовкой в командировку на три года необходимо было пройти стационарно, т.е. в госпитале, врачебно-лётную комиссию. Медкомиссию проходили и члены семей. Особый отдел проверит на надёжность всю семью.

 посадка перехватчика
посадка перехватчика

И как говорили «старики»: «тот, кто прошёл Амдерму летать будет». И это действительно так, прошедшие «лётную школу» Амдермы в дальнейшем летали без лётных происшествий. А летать было трудно. Об одном из таких полётов рассказано в журнале «Уральский Следопыт» в выпуске за сентябрь месяц 2020 года.

В перспективе Амдерма рассматривается как база для освоения нефтегазоносных месторождений северной части Тимано-Печорского района. Взлётно посадочная полоса длиной 2600 метров и шириной 50 м, способна принимать воздушные суда Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-30, Як-40, Ан-72, Ил-18, Ил-76, Ту-134, вертолеты всех типов. Максимальный взлётный вес воздушных судов может достигать 200 тонн. Расстояние до окружного центра, города Нарьян-Мар, составляет 490 км. Ближайшая железнодорожная станция находится в 350 км в городе Воркуте.

ледокол Ямал недалеко от Амдермы
ледокол Ямал недалеко от Амдермы

Таким образом перспективы открываются для аэропорта с началом освоения газовых месторождений на Ямале и на шельфе Баренцевого и Карского морей. С учетом близкого расположения города Воркуты, имеющего железнодорожное сообщение, возможностью регулярных полетов самолетов из аэропортов Москвы, Архангельска, Воркуты и др., аэропорт можно рассматривать как самый близко расположенный к перспективным объектам с дальнейшей перевозкой пассажиров и грузов. На сегодня необходима реконструкция аэропорта, в таком случае аэропорт Амдермы дает возможность стать опорной точкой в освоении богатств Арктического шельфа и дальнейшего развитии Северного морского пути.

Другие рассказы автора на канале:

Юрий Николаевич Мамонтов | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен