Лев Александрович Тихомиров, сын военного врача и сам врач по образованию, в молодости был одним из видных деятелей партии «Народная Воля». Спустя какое-то время он раскаялся, открыто перешёл на верноподданнические позиции и стал одним из видных идеологов монархизма.
Революционная молодость
Тихомиров родился в 1852 году в Геленджике. В 1870 году с отличием окончил гимназию в Керчи и в том же году поступил на юридический факультет Московского университета. Спустя год перевёлся на медицинский факультет.
В университете Тихомирова сразу охватило радикальное общественное движение той поры – народничество. Вместе со многими единомышленниками он принял участие в «хождении в народ», агитируя крестьян и рабочих за немедленную революцию. В ноябре 1873 года Тихомиров был арестован и провёл в заключении больше четырёх лет. Во время «процесса 193-х», проходившего зимой 1877/78 года, он был освобождён, так как за отбывание срока ему было зачтено предварительное заключение.
Тихомиров после этого ещё активнее углубился в революционную борьбу. Вместе с другими членами Исполнительного комитета «Народной Воли» он готовил покушение на Александра II , составлял прокламации и знаменитое письмо-ультиматум к Александру III . После ареста нескольких организаторов и исполнителей покушения на царя, Тихомиров, убоявшись их участи, бежал за границу.
Покаяние
Лев Тихомиров провёл больше семи лет в Швейцарии и во Франции. Вместе с идеологом народничества Петром Лавровым он издавал «Вестник Народной Воли», то есть продолжал вести подрывную пропаганду против царского режима.
Неожиданно в 1888 году в его сознании наступил перелом. Он порвал с прежним революционным окружением и выступил в печати с отречением от своих прежних взглядов. Затем он написал прошение о помиловании на имя Александра III и в ноябре 1889 года получил разрешение вернуться в Россию.
Началась новая жизнь бывшего революционера. Теперь он объяснял, «почему я перестал быть революционером» (брошюра с этим названием выдержала два издания), и писал статьи в консервативные газеты, где доказывал благотворность для России монархического строя.
«Монархическая государственность»
Расцвет общественной деятельности Тихомирова пришёлся на годы первой российской революции и вскоре после неё. Тихомиров активно печатался в черносотенной газете «Московские Ведомости». В 1906 году вышла в свет его работа «Монархическая государственность», в которой он обосновывал самобытность русского политического строя и утверждал, что самодержавная монархия есть наилучше организованная форма правления в истории человечества.
В 1907 году премьер-министр Пётр Столыпин пригласил Тихомирова в Петербург на должность члена совета Главного управления по делам печати. Но Тихомиров не смог долго работать на государственной службе и в 1909 году вернулся в Москву, к публицистической деятельности, возглавив редакцию «Московских Ведомостей».
В 1913 году Тихомиров отошёл от общественных дел и поселился рядом с Троице-Сергиевой лаврой, где прошли последние десять лет его жизни. Он продолжал работать над религиозно-философским осмыслением истории. Здесь он встретил и пережил революцию и умер в 1923 году. Удивительным образом, советская власть не потревожила его. Более того, Тихомиров в последние два года жизни получал от государства паёк как научный работник.
Чувство безнадёжности
Невозможно сомневаться в искренности как революционных убеждений молодых лет Тихомирова, так и его перехода к монархизму. Эта перемена совершилась под влиянием глубокого религиозного чувства Тихомирова. Как и почти все черносотенцы его времени, Тихомиров пессимистически смотрел на будущее российской монархии. Он сознавал, что защищает практически безнадёжное дело, но не мог поступать иначе.
Ярким выражением настроений Тихомирова служат его дневники, которые частично были опубликованы в начале нынешнего века. Записи за 1905-1910 гг. полны мрачных предчувствий, сетований на то, что российская власть сама ведёт себя к гибели. Тихомиров считал, что придворные бюрократы слепы и обманывают царя насчёт истинного положения дел. Тихомиров потому принял предложение Столыпина, что надеялся повлиять на правительство в плане проведения необходимых реформ в рабочем вопросе. Бывший народоволец был убеждён, что рабочие перестанут поддерживать революционеров, когда увидят улучшение своего положения по милости царя. Безуспешность попыток сделать в этом направлении хоть что-либо и побудила Тихомирова довольно скоро уволиться с государственной службы. В годы Первой мировой войны Тихомиров был уже полностью уверен, что страна на всех парах движется к революции, а власть только подстёгивает это самоубийственное движение.