Найти в Дзене
Молодость в сапогах

La commedia e finita. Разгром итальянцев на Дону зимой 1942-1943 года.

Брошенный итальянский легкий танк L6/40. Декабрь 1942 года.
Брошенный итальянский легкий танк L6/40. Декабрь 1942 года.

Мы живем в удивительное время подмен смыслов и умопомрачительных кульбитов с ног на голову. Вот уже всерьез обсуждается (иногда, как всем известный факт) в Интернете (и не только) версия, что практически разбитые на Курской дуге советские войска спасло вторжение союзников на Сицилию. Ну, бредовость этой концепции мы уже подробно разбирали на нашем канале в статье "Проблема фальсификации истории".

Само же участие итальянского контингента в агрессии против нашей страны описано в материале "Итальянцы на Восточном фронте. Обзор по архивным документам" с ПОДЛИННЫМИ ДОКУМЕНТАМИ того времени. Изучите их, рекомендую! В тексте мы дали сокращенный перевод и фотокопии итальянских оригиналов, а то сейчас политический момент требует "не обострять", даже памятник Примирения народов есть в городе Россошь. Итальянские реконструкторы в недалеком 2016 году совершали памятный поход в честь бегства своих предков через снежные равнины нашей Родины, которое у них теперь элемент национальной гордости и чуть ли не подвигом считается - "Ritirata" именуется. Да и позже аналогичные мероприятия проходили регулярно, вплоть до парада по улицам города. Современные итальянцы со знаменами битой армии и в той старой форме шастали по нашим заснеженным просторам, совершенно не опасаясь, что наследники победителей могут навалять им по полной программе. Возможно потому, что итальянские ветераны построили на свои деньги тут детский сад, точнее восстановили то, что разобрали в 42 году для строительства блиндажей. Отечественные журналисты писали про данное событие весьма жизнеутверждающе.

А вот документы никому неинтересны, увы. Но они есть на канале и мы еще раз процитируем, не поленимся. Например, в приказе командования карабинеров 8-й Армии от 1 сентября 1942 года сказано, что следует отправлять в лагеря задержанных "неблагонадежных" (не имеющих документов или подозреваемые в политической деятельности) гражданских лиц. "Вышеуказанные мероприятия направлены против шпионов и партизан". Документ подписал полковник Гвидо Менсетьери. Подозревать в политической деятельности, как вы понимаете, можно абсолютно любого. При желании.

Памятник (мемориал) Примирение народов. Открыт в 2003 году в сквере им. Кирова.  По замыслу скульптора это шляпа альпийского стрелка с пером и звезда рядом. Участники мероприятия 2016 года сфотографировались на память. Сходки итальянских фашистов регулярно посещают и местные должностные лица. Надпись на монументе гласит: «Из трагического прошлого через дружественное настоящее к будущему братскому сотрудничеству». Детский сад, построенный на итальянские деньги, тоже рядом.
Памятник (мемориал) Примирение народов. Открыт в 2003 году в сквере им. Кирова. По замыслу скульптора это шляпа альпийского стрелка с пером и звезда рядом. Участники мероприятия 2016 года сфотографировались на память. Сходки итальянских фашистов регулярно посещают и местные должностные лица. Надпись на монументе гласит: «Из трагического прошлого через дружественное настоящее к будущему братскому сотрудничеству». Детский сад, построенный на итальянские деньги, тоже рядом.
Тот самый детский сад, построенный на деньги ветеранов альпийских дивизий, которым посчастливилось вернуться живыми из России. Называется "Улыбка", построен в 1993 году. Тогда в Москве и "Майн Кампф" можно было купить прямо на уличном книжном развале, демократия же. Вроде бы, даже сын итальянского генерала Гарибальди участвовал лично в финансировании.
Тот самый детский сад, построенный на деньги ветеранов альпийских дивизий, которым посчастливилось вернуться живыми из России. Называется "Улыбка", построен в 1993 году. Тогда в Москве и "Майн Кампф" можно было купить прямо на уличном книжном развале, демократия же. Вроде бы, даже сын итальянского генерала Гарибальди участвовал лично в финансировании.

С тех самых пор итальянцы частые гости в Воронеже и Воронежской области, а Россошь вообще под итальянцев приспособилась основательно. То, что эти ребята в своей военной форме бродят по русским городам и фотографируются на фоне памятников павшим, никого не трогает. Типа история, прошло все, позабыто.

23 января 2016 года. Воронежская область, Россия. Вот такие у нас реконструкторы ходят по тылам. Это, если кто не понял, ИТАЛЬЯНЦЫ. Настоящие. Они приехали походить тут в форме своих предков и под их знаменами, почтив тем самым их память. И поплевав тем самым на память НАШИХ предков, здесь погибших. А некоторые отечественные ээээ... как это по-русски? Безответственные лица - во! Так вот, эти лица возмущаются, а чего мол плохого, чего к реконструкторам прицепились?  А потом удивляются, откуда мальчики Коли из Уренгоя берутся. См. также следующее фото.
23 января 2016 года. Воронежская область, Россия. Вот такие у нас реконструкторы ходят по тылам. Это, если кто не понял, ИТАЛЬЯНЦЫ. Настоящие. Они приехали походить тут в форме своих предков и под их знаменами, почтив тем самым их память. И поплевав тем самым на память НАШИХ предков, здесь погибших. А некоторые отечественные ээээ... как это по-русски? Безответственные лица - во! Так вот, эти лица возмущаются, а чего мол плохого, чего к реконструкторам прицепились? А потом удивляются, откуда мальчики Коли из Уренгоя берутся. См. также следующее фото.
Источник -сайт Горком36 -https://gorcom36.ru/content/pro-oboronu-voronezha-v-italii-ne-znayut-rekonstruktory-inostrantsy-rasskazali-pochemu-khotyat-dones/ Это 2017 год, Воронеж.
Источник -сайт Горком36 -https://gorcom36.ru/content/pro-oboronu-voronezha-v-italii-ne-znayut-rekonstruktory-inostrantsy-rasskazali-pochemu-khotyat-dones/ Это 2017 год, Воронеж.

Но комент, как говорится. Характерные одухотворенные лица местной администрации читатель может легко идентифицировать самостоятельно.
Но комент, как говорится. Характерные одухотворенные лица местной администрации читатель может легко идентифицировать самостоятельно.

Не желая отвлекаться от темы и попадать под очередные выкрутасы проверяющих факты на Дзене высоких специалистов (учитывая их завидную объективность и беспристрастность), за подробностями дружеских отношений итальянских ветеранов с администрацией района отсылаем читателя к материалам Рамблера (ссылка активна), оттуда же и фото.

А мы не будем забывать - итальянцы в 1941-1943 годах были нашими врагами, которым мы (в отличии от испанцев, имевших к СССР определенные счеты) не сделали ничего дурного, с которыми не имели общих границ и территориальных споров. Но они пришли на нашу землю с войной, причем уже третий раз, считая с 1812 года. И каждый раз в составе европейских объединенных полчищ - формальные причины тут дело пятое. Кстати, в Крымскую войну это был некий прообраз современных операций альянса против неугодного режима.

Так что примириться можно. Почему бы и нет. А забывать историю все же не стоит. Где три раза, там и четыре. Потом скажут (кто уцелеет), что просто выполняли приказ и выбора у них не было.

А теперь посмотрим, как все это происходило зимой 1942 года по документам советским. Чтобы было понятно (если кому-то это не понятно), что сосредоточение войск для атаки хорошо укрепленных позиций противника за сотни километров от ближайшей железнодорожной станции в суровых зимних условиях это тоже непростая задача. Но наши историки ее подвигом почему-то не считают, мы же не итальянцы.

Коротко рассмотрим обстановку на фронте осенью-зимой 1942 года. Прорываясь всеми силами к Сталинграду и имея намерение дальше повернуть на Север, отрезав Европейскую часть СССР от Урала, немцы и их союзники вынуждены были перейти на некоторых участках фронта к обороне. Так в среднем течении Дона противник занимал выгодные позиции, имея достаточно времени для их оборудования. Характер местности позволял просматривать наш берег на десятки километров. Немцы, итальянцы, венгры и румыны безжалостно сгоняли на работы по строительству укреплений местное население, для быстрого получения большого количества стройматериалов разбирали дома и различные постройки. Южный берег Дона превращался в неприступную крепость рабским трудом наших сограждан, многие из которых этого не пережили. Так что одним детским садом итальянцам не откупиться. Для примирения им нужно, как минимум, второй БАМ нам построить - своими руками и за свои деньги, причем строить исключительно киркой и лопатой.

Оборону в районе среднего Дона держали итальянская 8-я и румынская 3-я армии, а также немецкие части и соединения. Резонно полагая, что итальянцы и румыны представляют из себя искомое "слабое звено", советское командование нацелило удар именно здесь, чтобы не дать немцам наращивать силы для дальнейших попыток деблокирования окруженной в Сталинграде группировки. Для операции привлекалась 6-я Армия Воронежского фронта, а также 1-я и 3-я Гвардейские Армии Юго-Западного фронта и 5-я танковая Армия.

Элемент презентации по теме. Первоначальный план советского командования под кодовым названием "Сатурн" был скорректирован с учетом ухудшения обстановки на фронте - немцы пытались деблокировать окруженную группировку Паулюса. Результатом и стал "Малый Сатурн".
Элемент презентации по теме. Первоначальный план советского командования под кодовым названием "Сатурн" был скорректирован с учетом ухудшения обстановки на фронте - немцы пытались деблокировать окруженную группировку Паулюса. Результатом и стал "Малый Сатурн".

Планировалось, что1-я и 3-я Гвардейские Армии должны окружить и уничтожить войска 8-й итальянской Армии и оперативной группы «Холлидт», а затем наступать на Морозовск. 6-я армия Воронежского фронта должна была ударом из района западнее Верхнего Мамона в общем направлении на Кантемировку обеспечить наступление ударной группировки Юго-Западного фронта. 5-я танковая Армия во взаимодействии с 5-й ударной армией Сталинградского фронта получила приказ разгромить противника в районах Нижне-Чирской и Тормосина.

Противник предполагал возможность атаки и готовился к ней, но сомневался в возможности наступления на данном участке в зимний период, когда ледяной ветер в степи валит человека с ног, когда в 40-градусный мороз войска должны пройти сотни километров по снежному бездорожью. И тем не менее, 44-я Гвардейская Краснознаменная стрелковая дивизия, например, выгрузившись на станции Урюпинск к 30 ноября 1942 года, уже к 7 декабря сосредоточилась на северном берегу Дона в районе Нижний Мамон - Осетровка, совершив марш в 200 км. Надо понимать, что это расстояние бойцы проехали не на автомобилях, а прошли пешком, толкая увязшие в снегу "обозы и материальную часть артиллерии", пока итальянцы храбро страдали от холода на своих позициях.

Вражеские позиции штурмовать советским войскам предстояло без серьезной артиллерийской подготовки - сказывался недостаток снарядов, который в 1942 году был критичным. Именно он мешал нашей артиллерии работать в полную силу, а не туман и плохая погода, как пишут в Википедии и на других аналогичных ресурсах. Причин тут несколько - одну из них читатель сам может легко определить из прилагаемой Директивы заместителя НКО Воронова "О чрезмерном расходе снарядов и мин" (ссылка активна). Это низкий уровень подготовки офицерского состава. В свою очередь "чрезмерный расход" с учетом огромных потерь первых месяцев войны, нарушения нормального функционирования промышленных предприятий (прежде всего это касалось производства порохов) и т.п. привел к дефициту снарядов и мин к осени 1942 года в угрожающих масштабах.

Ниже таблица наличия и расхода боеприпасов всех калибров от ДШК до орудий дивизионной артиллерии 44-й ГКСД. Обратите внимание на мизерный расход 120-мм мин. И это понятно. Их всего 1605 штук на всю дивизию, а 122-мм снарядов еще меньше - 1175. Расход боеприпасов этих калибров за три дня боев 16, 17, 18 декабря 1942 года составляет: по 120-мм минам -298, 45 и 185, по 122-мм снарядам - 463, 234 и 147 соответственно. А ведь это основные калибры, которые могли бы уверенно разрушать полевую фортификацию и поражать огневые точки и живую силу противника. Огонь 76-мм дивизионных и полковых орудий обеспечить надежное разрушение оборонительных сооружений не мог, так что в ход пошли пулеметы ДШК и ПТР, которые вели огонь по огневым точкам и амбразурам ДЗОТов. Расход патронов для ПТР очень внушительный - 10565 только за 16 декабря. При отсутствии у итальянцев на данном участке более менее заметного количества бронетехники (если она вообще была) это однозначно свидетельствует о попытках командования дивизии хотя бы частично заменить недостающую артиллерийскую поддержку огнем противотанковых ружей и крупнокалиберных пулеметов.

Отчеты о боевых действиях. Архив: ЦАМО, Фонд: 1146, Опись: 1, Дело: 2, Лист начала документа в деле: 10. 44 ГКСД.
Отчеты о боевых действиях. Архив: ЦАМО, Фонд: 1146, Опись: 1, Дело: 2, Лист начала документа в деле: 10. 44 ГКСД.

Вот выдержка из документа под названием "Прорыв обороны врага на Дону - окружение и уничтожение 8 итальянской армии" Архив: ЦАМО, Фонд: 1146, Опись: 1, Дело: 2:

-9

"Перед передним краем обороны противника глубокий обрывистый овраг", "местность господствует у противника", "пехота совершала прорыв без танков", "незначительное количество снарядов" и минус 35 градусов мороза. В фрагменте упомянут плацдарм и переправа в районе Осетровки, про который обычно пишут "Войска 6-й армии Харитонова и 1-й гвардейской армии Кузнецова форсировали Дон по льду и наведенным переправам, а также наступали с Осетровского плацдарма." Так это выглядело на карте (см. ниже) - район прорыва в излучине Дона южнее Осетровки. Характерная "петля" и есть тот самый плацдарм, удерживаемый 915-м стрелковым полком до начала общего наступления. Именно отсюда предстояло наступать 44-й ГКСД.

Схема общей обстановки перед фронтом 44-й Гвардейской стрелковой дивизии на 13.12.44.
Схема общей обстановки перед фронтом 44-й Гвардейской стрелковой дивизии на 13.12.44.

44-я ГКСД с приданными в усиление 230-м ГАП, 453-м ИПТАП, 303-м ГМП (М-13, без одного дивизиона) получила задачу прорвать оборону на участке между северо-восточными скатами высот 197.0 и 151.8 и нанося главный удар в направлении Филоново во взаимодействии с 1-й СД окружить филоновскую группировку противника и обеспечить ввод в прорыв танковых частей. См. схему ниже.

-11

До начала наступления было необходимо провести доразведку переднего края вражеской обороны - сведения об обороне противника были весьма противоречивы и получены главным образом от командования 915 СП. Ему же и была поручено провести разведку боем 11.12.42 в 5.30 утра. Выделенные для этого силы (две стрелковые роты, насчитывавшие максимум по 40 человек каждая) выполнить задачу не смогли - в бой ввели еще две стрелковые роты 128-го и 130-го СП 44-й ГКСД, которые ворвались в передовые окопы итальянцев и закрепились там, захватив 38 пленных и 2 станковых пулемета. Противник пытался контратаковать, потеряв до 250 человек и полностью раскрыв свою систему огня, затем вызвал авиацию, от действий которой наши роты понесли дополнительные потери - в общей сложности 27 убитых и 80 раненных.

Пленные итальянцы показали, что перед фронтом 44-й ГСКД обороняются 37-й и 38-й пехотные полки дивизии "Равенна" - точнее 3ª Divisione fanteria da montanga "Ravenna", 3-й горнострелковой дивизии "Равенна", которая на тот момент была уже просто пехотной. Также от пленных получены подробные сведения о системе опорных пунктов и переднем крае обороны.

Да, уважаемые читатели. Это те самые горные стрелки, с которыми теперь активно (и, конечно же, совершенно бескорыстно) примиряется администрация славного города Россошь, да и не только она одна.

Впереди итальянцев ждал полнейший разгром - остатки чудом уцелевших горных стрелков из дивизии "Равенна" вернулись в Италию и были переформированы в подразделение территориальной обороны Тосканы, где благополучно дождались капитуляции Италии. Именно они (и уцелевшие из других соединений) принесли в империю Муссолини тот вирус, который мгновенно убил боевой дух армии страны (итак уже не очень высокий), а заодно и веру в Дуче и немецких союзников, бросивших замерзающих в степях отступающих итальянцев на произвол судьбы. До поры до времени весть о чудовищном поражении итальянцев на Востоке пытались скрывать, но живые свидетели этого кошмара не желали молчать.

То, что союзников в Италии встречали едва ли не с песнями, во многом заслуга нашей Красной Армии, показавшей итальянским войскам, что такое тотальная война до последнего. Не мы союзников, а они нас должны благодарить - за сломленный дух итальянских войск, за конфликт с немцами и за то, что танковые дивизии СС так и остались на Восточном фронте, вместо того, чтобы закатать в прибрежный песок десант союзников.

Но обо все по порядку. Читайте продолжение тут.