Найти в Дзене
Тамам Шуд!

Зомби: правдивая история гаитянского вуду

Оглавление

1980 год, на рынке гаитянского города Л'Эстер появляется мужчина. Он подходит к женщине и тепло, словно по-семейному её приветствует. Мужчину звали Клэриус Нарцисс, и он был братом этой женщины, странность данного события заключается в том, что этот мужчина умер 18 лет назад.

Университет Гарварда, 1982 г.

В 1982 году Уэйд Дэвис, ныне профессор антропологии в Университете Британской Колумбии, получил докторскую степень по этноботанике в Гарварде. Одним из направлений его деятельности было исследования воздействия психоактивных растений, используемых в племенах Америки.

Весной 1982 года ему позвонил профессор Ричард Эванс Шултс, его профессор из Гарварда, они договорились о встрече, и когда Дэвис прибыл в офис Шултса, тот предложил ему, отправиться на Гаити на две недели, для проведения исследовательской работы.

Шултс познакомил Дэвиса с доктором Натаном Клайном, психиатром, который проводил исследования в области психофармакологии. Дэвис согласился встретиться с Клайном, и два дня спустя, в квартире на Манхэттене, Клайн вручил Дэвису свидетельство о смерти некоего Клэрвиуса Нарцисса от 2 марта 1962 года.

Клэрвиус Нарцисс

Клэрвиус Нарцисс жил в деревне Л'Эстер на Гаити, где он и родился в 1922 году. Он владел несколькими небольшими участками земли, которые унаследовал от своих родителей и на которых же и работал.

Ночью 30 апреля 1962 года 40-летний Клервиус Нарцисс попал в больницу в Дешапеле в 21:45. С жалобами на лихорадку, ломоту в теле и кровохарканье. После поступления его состояние резко ухудшилось и 2 мая гаитянский и американский врач объявили о его смерти. Две его сестры, Анджелина и Мари Клэр Нарцисс, были свидетелями на опознании. Его похоронили 3 мая в 10 часов утра на кладбище Л'Эстер.

18 лет спустя он появляется на рынке Л'Эстер. В момент, когда Клервиус приветствовал свою сестру, в качестве подтверждения своей личности он представился своим детским прозвищем, о котором могли знать только члены его семьи, и которое он не использовал с самого детства.

Он утверждал, что один из его братьев совершил против него ритуал зомби, в отместку за то, что тот отказался делиться с ним землей, которая досталась ему от родителей. И что сразу после его похорон, он восстал из мёртвых, после чего его избили, связали и отвезли на работу на Север Гаити в качестве раба.

Там он проработал два года, пока смерть мастера Вуду не разрушила его чары. Он специально не встречался со своей сестрой Анджелиной следующие 16 лет, так как боялся, что его брат попытается повторить ритуал.

Святой Доминго, 1789 г.

В 1789 году Гаити находилось под колониальным правлением Французской империи и называлось Сан-Доминго. Республика производила 40% всего сахара и 60% всего кофе, который в тот момент потребляла Европа.

-2

Известная как «Жемчужина Антильских островов», она была одной из самых богатых колоний в мире. Излишне будет говорить, что в колонии процветало рабство. По разного рода оценкам, французами было куплено, порядка 790 000 африканских рабов в период с 1783 по 1791 года.

Несмотря на попытки Франции навязать рабам католицизм, всё же основной религией населения было африканское вуду.

В 1804 году рабы освободились от французского владычества, отбили армию Наполеона и провозгласили Сан-Доминго - независимой республикой. Остров был переименован в Гаити.

В 1835 году Вуду стало вне закона. Однако традиции неумолимы и по сей день в тайном Хунфуре, вдали от глаз правящей элиты, жрицы дико бьют под ритмичные барабаны, поглощая духи богов вуду.

Порт-о-Пренс, Гаити, 1918 год.

Одно из первых упоминаний о зомби в западной литературе присутствует в книге Уильяма Сибрука под названием «Волшебный остров», опубликованной в 1929 году. Раздел, касающийся зомби, короткий, но история, которую он рассказывает, звучит так:

Весной 1918 года на американской сахарной фабрике в Порт-о-Пренсе, Хаско, был сложный сезон, и им пришлось нанять дополнительных рабочих для сбора урожая. Однажды утром человек по имени Ти Джозеф и его жена Кройянс пришли в Хаско с группой рабочих, которые выглядели, так как будто находились в оцепенении.
Человек занимающийся регистрацией рабочих, сравнил их со скотом, но Ти Джозеф объяснил, что это были необразованные люди, живущие в горах, не говорящие на местном языке. В конце недели, Ти Джозеф забирал зарплату за каждого рабочего и естественно оставлял её себе. Каждую ночь, Ти и его жена готовили ужин для себя и рабочих, следя за тем, чтобы в их еду не подмешивали мясо или приправы.
По выходным в ближайшем рыночном городке устраивался праздник, Ти и его жена ходили на него по очереди, чтобы с рабочими всегда кто-то оставался. В один из дней жена Джозефа Кройанс, решила пожалеть рабочих и взяла их с собой. Она купила им Tablettes печенье, сделанное из сахара и арахиса, однако не знала, что арахис перед выпеканием солят. Почувствовавшие соль рабочие вскочили и направились на кладбище. Каждый из них нашёл ранее принадлежащее ему место, после чего спустился в яму и умер... снова...

Кадр из фильма Ночь живых мертвецов. Wikimedia Commons / Autor by: George A. Romero (PD US)
Кадр из фильма Ночь живых мертвецов. Wikimedia Commons / Autor by: George A. Romero (PD US)

Эти рабочие были под заклинанием вуду Ти Джозефа. Жители села позже отомстили Ти Джозефу и отрубили ему голову.

Эту историю Уильяму Сибруку рассказал человек с Гаити по имени Полинис. Сибрук на самом деле не верил в это. Вся эта история больше похожа на городскую легенду, но Полинис клялся, что это правда, и пообещал Сибруку, что он покажет ему настоящего зомби.

Полинис привёл Сибрука к старушке по имени Ламерси, которая, как он утверждал, заставляла, поднятых из могилы мужчин, на неё работать.

Когда Сибрук столкнулся лицом к лицу с одним из таких людей, он обратил внимание на остекленевшие глаза, которые он сравнил с глазами собаки, которую он видел в гистологической лаборатории в Колумбии, у той собаки была полностью удалена передняя часть мозга.

Мужчины-зомби, как и та собака в лаборатории, были живы, но при этом полностью лишены эмоций. Они просто смотрят, как будто в никуда. Сибрук взял за руку одного из мужчин и поприветствовал его «Bonjour comprere», но Ламерси быстро вмешалась и сказала ему уйти, Сибрук перевел ее слова как «Дела негров не для белых».

Сибрук пришёл к выводу, что эти люди, вероятно, в какой-то степени умственно отсталые, но Полинис продолжал настаивать на своей истории о вуду.

Сибрук рассказал о своем опыте общения с доктором Антуаном Вильерсом перед отъездом с Гаити. Тот рассказал о мужчинах, которых видел, и выдвинул гипотезу об их умственных недостатках как о рациональной причине их состояния. Вильерс согласился с тем, что это возможно, но не был так уверен. По его мнению, в рассказах Полинис может быть больше правды, чем Сибрук хотел бы признать, после чего показал статью 246 уголовного кодекса Гаити:

Покушением является использование веществ, с помощью которых объект погружается в летаргический сон, вне зависимости от цели применения вещества и последствий. Если же субъект похоронен в состоянии летаргического сна, то покушение становится предумышленным убийством

Порт-о-Пренс, Гаити, 1982 г.

Уэйд Дэвис провел некоторое время в размышлениях перед поездкой на Гаити, пытаясь выдвинуть гипотезу о рациональном объяснении зомбификации Клэрвиуса Нарцисса. Он пришел к выводу, что африканское растение Datura Stramonium (Дурман Обыкновенный) могло быть использовано в качестве основы яда и могло быть завезено на Гаити вместе с африканскими традициями.

Datura Stramonium (Дурман Обыкновенный)
Datura Stramonium (Дурман Обыкновенный)

Datura Stramonium можно использовать в качестве смеси для растирания, которая будет иметь различные эффекты, включающие галлюцинации, бред, спутанность сознания, дезориентацию и амнезию. В больших дозах Datura Stramonium могло ввести человека в ступор или даже привести к смерти.

Когда Дэвис прибыл на Гаити, он встретился с Максом Бовуаром. Бовуар был известным специалистом по гаитянскому вуду. Он пригласил его стать свидетелем одной из своих церемоний вуду. Он наблюдал, как мамбо, жрица вуду, вычерчивает символы на земле, под звуки молитв и барабанов, чтобы вызвать духов. Она кружилась на полу храма, жевала стекло, принесла в жертву голубя, сломав ему крылья и откусив ему голову. Затем она легла на огонь и танцевала, держа во рту раскаленный уголь. Когда барабаны стихли, духи ушли, и Дэвису было дано яркое представление о гаитянском вуду.

Спустя какое-то время Дэвис встретился с Кларвиусом Нарциссом. Нарцисс рассказал Дэвису о своём переживании смерти, о том, как он лежал в больнице, о том, что его похоронили, и о том, как гвоздь, забитый в крышку гроба, пронзил его щеку, и о том, что священник вуду вызвал его из земли, избил, связал и увёл на работу в качестве раба. Он все время был в сознании, но при этом не был живым. Он заверил Дэвиса, что на протяжении всего времени, пока он был мертвецом он знал, кем он стал, но был бессилен это остановить.

Следующий день Дэвис провел, исследуя Гаити и пытаясь найти хоть какие-то следы Datura Stramonium. Но так ничего и не нашел.

Яд

Следующей остановкой Дэвиса была встреча с Марселем Пьером, священником вуду, который, как он был уверен, мог "создать" зомби. Он попросил Пьера сделать ему зелье, способное превратить человека в зомби, и после некоторого торга Пьер согласился. Дэвис наблюдал, как Пьер переминает различные растения в ступке, натирает человеческий череп на терке, добавляет стружку и, наконец, добавляет несколько пакетиков цветного талька.

-5

Пьер пересыпал полученный зеленый порошок в маленькую стеклянную бутылку, и Дэвис ушел, убежденный, что порошок в бутылке бесполезен. Среди использованных для создания яда ингредиентов, Дэвис не нашёл тех, что могли бы обладать психоактивными или физиологическими эффектами. Он вернулся через десять дней и вновь встретился с Пьером.

Дэвис сказал, что в Америке есть люди, которые могли бы заплатить ему тысячи и тысячи фунтов, если бы он сделал действительно рабочее зелье, поскольку учёные заинтересованы в его возможном фармацевтическом применении. После такого заявления Марсель Пьер наконец капитулировал и согласился сделать зомби-яд, на этот раз по-настоящему.

Дэвис помог Пьеру собрать несколько ингредиентов. На этот раз ингредиенты были гораздо более ужасными, включающие выкапывание тела трехлетнего ребенка из могилы.

После нескольких дней работы у Дэвиса наконец-то был яд. Перед возвращением в Америку и совершенно случайно во время прогулки Дэвис наткнулся на поле растений, которое он узнал. Это было целое поле Datura Stramonium.

Вернувшись в Гарвард, Дэвис немедленно отправил свой яд в лабораторию вместе с образцами ингредиентов для токсикологической экспертизы. Результаты были ошеломительными. Он обнаружил, что все растения, используемые в приготовлении яда, обладают физиологическими эффектами, вызывая сыпь, язвы и раздражения кожи. Но, что самое важно все симптомы соответствовали симптомам, которые Клэрвиус Нарцисс испытал на себе перед смертью.

Настоящий прорыв произошел, когда среди ингредиентов была обнаружена рыба семейства иглобрюховых. Яд иглобрюха, тетродотоксин, является одним из самых ядовитых известных токсинов.

Побочные эффекты от такого токсина включают, снижение температуры, ощущение покалывания, ведущее к онемению, паралич и остекленения глаз, что в итоге приводило к коматозному состоянию, при этом человек всё это время находится в сознании, пока не умрет или не выздоровеет. Всё зависит от дозировки.

Эта гипотеза Дэвиса не только объясняла, почему Нарцисс, мог вспомнить все о своей «смерти», но она также объясняла, как он мог казаться мертвым.

Растения использовались в качестве раздражителя, их задачей было создать открытую рану, которая позволила бы токсинам попасть в кровь.