Найти в Дзене
Счастливый амулет

Старая - старая быль. Глава 28.

Художник Владимир Краевский
Художник Владимир Краевский

Глава 28.

Афанасий хмурился и злился! Ничего ему не помогло, что он так хитро́ устроил сегодня на площади. Ни смотрины девок берёзовских, ни то, что он заставил всех, кто по его разумению мог оказаться тем самым, стрелять из лука в мешок с сеном, подвешенный на сосне, да силой меряться с его ребятами… Ни в ком не увидел он той сноровки, того умения, что заставляли его не спать от дум уже которую ночь. Да еще и Пахом ему постоянно твердит, что тайный лучник - это девка. Афанасий не хотел в это поверить, и думал, что Пахом так оправдывает себя, что уже столько времени не может выследить и совладать с лучником.

Теперь стоял он перед церковным притвором, и не знал, что делать. Злость затмевала разум, хотелось выхватить свою саблю и порубать эти глядящие на него вовсе без страха людские головы…

- Я же тебе говорил, - негромко сказал ему Пахом, - Всех согнать в церковь да поджечь! Всех разом, и ту собаку бы заодно со всеми, чего гадать, который из них! Всяко бы там тоже оказался, кто бы ни был!

- Как ты любишь кровь лить попусту! – воззрился Афанасий на помощника, - Ужель не понимаешь меня? Я хочу у всех на виду эту сняголовь наказать, чтобы иным не было повадно! Чтобы раззвонили потом по всей губернии, что Афонька Сирый разумом взял, а не токма силою!

- Ладно, чего тут мёрзнуть! – продолжил Афанасий, - Разгоняй этот сброд, да припугни их чуток. Вон тех парней что ли помните немного, чтоб опуга была. Нечего на меня глазеть! – указал он на двух берёзовских парней, кто покрепче ему показался, - А я пойду, обмозгую.

Пахом, будто и в самом деле пёс, которого спустили с цепи, рванулся к тем парням, на кого указал Афанасий. Еще трое последовали за ним, завязалась потасовка. Староста кричал, бабы визжали, люди стали разбегаться с площади… В таком переполохе никто не заметил, как сам Афанасий отправился в сторону дома Михайлихи…

- Благодарствуй, Прохор Федотыч! – жал руку парню старик Касьянов, - Что не оставил нас в такой час, что Елизавету нашу не позабыл!

Сам же Прохор, оглушённый своею догадкой, только и мог, что поклониться в ответ. Не видал он, с какой тяжёлой злобой глядит в их сторону Глаша, которую за руку тащит мать поскорее уйти с площади…

- Проша, Проша! – услыхал парень голос матери, - Скорее пойдем, там вон парней они хватают!

Быстро опустела деревенская площадь, попрятались все по избам, запирая засовы. Лихо только ходило по деревенским улицам, да мела белая позёмка…

В доме Житниковых, как и во всех почти домах Берёзовки в тот вечер, хмурились и утирали слёзы женщины, ребятишки притихли на печи. Пелагея Захаровна поила травяным отваром Катерину, которая была на сносях, приговаривая:

- Ничего, Катюша, обойдется всё, ты себя побереги, и дитя своё нерожденное.

Прохор ничего не замечал кругом, все его мысли были заняты одной только думой, что теперь ему наверняка известно, кто тайком бил разбойников. И кто сейчас был на волосок от гибели…

На улице стемнело, занялась метель. Прохор накормил скотину, почистил двор от снега и задумчиво облокотился на плетень. Буян вышел из своей будки и молчком уселся рядом с хозяином, будто понимая, что тот хмурится в раздумьях.

Звонкая тишина висела над Берёзовкой. Казалось, что в этот вечер даже собаки не лаяли во дворах, по своему обычаю переговариваясь меж собою. Далеко за околицей, на опушке леса всё так же горели разбойничьи костры, оттуда до Прохора по морозному воздуху доносился хохот.

Пелагея Захаровна увидела, как решительным шагом вернулся Прохор и избу. Будто бы даже вот так, единочасно, повзрослел её сын…

- Матушка, - тихо сказал ей Прохор, - Матушка, мне нужно уйти. Сейчас. И я не знаю, когда вернусь.

Прохор смотрел в испуганное лицо матери, видел, как на лежанке на локте приподнялась, услышав его слова, бледная Катерина. Он думал, что матушка сейчас запричитает, схватится за него, прижмет к себе и станет просить не выходить из дома в этот страшный вечер…

- Иди, Проша, - твёрдо, без слёз ответила матушка, - Иди, Бог с тобою! Только прошу, береги свою голову, сынок!

Прохор поднял глаза на мать, и увидал, как она постарела за сегодняшний день… Сердце дрогнуло и потянулось остаться дома, обнять мать, успокоить… Но ему нужно было идти, он это знал.

Теперь уже не скрываясь ни от кого, надел он шерстяной кафтан, поверх светлую льняную рубаху, взял белую накидку на голову, оглядел домашних:

- Матушка, благослови! – попросил Прохор, и склонился перед матерью на колени.

- Бог с тобою, сынок! - ответила мать, и осенила сына святым крестом.

Был уже поздний вечер, когда незаметной белою тенью выскользнул Прохор со своего двора и скрылся в метели.

Парень пробирался в тени улиц, направляясь к дому Михайлихи. Он почему-то был уверен, что сегодня должно произойти то, где понадобится его помощь, чтобы спасти Берёзовку…

Вдруг Прохор замер на месте, увидев, что с другой стороны улицы так же пробирается еле заметная в снежной метели фигура. Притаившись за заснеженным кустом, он дождался, пока тень поравняется с ним, и с удивлением узнал в тени Глафиру.

Опасливо поглядывая по сторонам и явно опасаясь быть обнаруженной, Глаша шла тем же самым путём, что и Прохор – она тоже держала путь к дому Михайлихи.

Прохор удивился, что же такое понадобилось девушке в столь поздний час в самом логове разбойников, какую весть несла она Афоньке Сирому. Он незаметно пошёл следом за ней, стараясь не терять её из вида, но и не быть замеченным девушкой.

Густая метель хорошо скрывала его, и Прохор шёл почти след в след за Глашей, когда вдруг услышал голоса – Глаша говорила громко, а вот второй человек отвечал ей тихим голосом. Прохор упал в мягкий снег и подполз чуть не под самые ноги к разговаривающим.

- Я иду к Афоньке сей же час! И скажу ему всё – кто ты есть скажу так и знай! – зло говорила Глаша, - Что, убьешь меня? Я тебя не боюсь! Я ради Прохора на всё готова!

- И даже на то, что всю Берёзовку сожгут? – тихо отвечал ей голос из темноты, - Всех сгонят в церковь, твоих родных, всех… И подожгут! На это ты тоже готова?

- Это твоя вина! Они за тобой пришли в Берёзовку, а не за нами! Не остановишь меня, я всё одно пойду! – Глафира злилась всё сильнее.

- Ты мне идешь мстить, но погубишь всех! – был ей тихий ответ, - Ступай домой, завтра всё закончится, и Прохор твой с тобою будет.

- Не будет, не будет, никогда уже не будет! – закричала Глаша, - Всё из-за тебя! Пропади ты!

Глаша бросилась бегом с пригорка по дороге к дому Михайлихи, а едва заметная тень, которая разговаривала с девушкой из-за плетня, неслышно исчезла в метельном сумраке ночи.

Прохор полежал еще немного в снегу, чтобы не выказать себя, а потом поднялся и бегом бросился вслед за Глафирой.

Он понял, она тоже знает, кто скрывает лицо и ловко орудует короткими стрелами… И Глаша идет к Афанасию, чтобы доложить и ему эту тайну.

«Не понимает, глупая, что после этого и ей самой не жить! Убьет её Пахом, не пожалеет! И Афанасий этот, такого позору не стерпит, что так его провели! И уж после никому в деревне не выжить, здесь и лук со стрелами нас не выручит! – думал Прохор, пробираясь по глубоким сугробам к дому Михайлихи, чтобы подойти ко двору незамеченным, скрывшись за заметенным снегом кустарником под холмом, аккурат у её плетня.

Помня прошлые свои вылазки, он внимательно осмотрел кусты и всё вокруг. На его счастье, метель уже поутихла, только легкий пух еще скользил с черного зимнего неба на землю. Через дорогу, у старой кривой сосны, Прохор заметил дозорного – он стоял, прислонившись к стволу дерева. И Прохор бы не углядел его, кабы не стужа – дозорный, видимо озябнув, переминался с ноги на ногу, глядя на широкую тропу, ведущую к дому Михайлихи. Тропа, теперь занесенная снегопадом, была пуста. Безлюдны были деревенские улицы, страх разогнал людей по избам, пугая сильнее, чем стужа и метель…

Прохор, обнаружив соглядатая у кривой сосны, незаметно обошел его через кусты и приблизился к самому двору Михайлихи. За невысоким плетнём, в расчищенном от снега дворе он услышал голоса – это Глафира говорила с хозяйкой дома, Меланьей Фоминичной.

Продолжение здесь.

От Автора:

Дорогие мои Читатели! Этот рассказ публикуется по две главы в день - в 7.00, и в 15.00 по времени города Екатеринбурга.

Прошу вас простить меня, главы стоят на отложенной публикации на указанное время, поэтому делать ссылки для перехода на каждую из глав я не успею, к сожалению. Как только будет свободная минутка- обязательно сделаю переход по ссылкам.

Проходите пожалуйста на Канал - там новые главы публикуются своевременно! Спасибо, за ваши 👍! Канал существует только благодаря вам!

Приятного чтения!