Русские не мужественно относились к своим близоруким проблемам и долгое время стеснялись носить очки.
«Тетя Мария Васильевна жестоко преследовала меня за мое варварское французское, за попытку носить очки, которые у меня всегда были в кармане, или взять нюхательный табак», - писал однажды русский историк Дмитрий Свербеев (1799-1874). Действительно, когда-то в истории России носить очки даже считалось грубым.
Много чего раскрывается
Первым известным человеком в России, который носил очки, был царь Михаил Федорович, первый Романов. В 1614 году «для государя были куплены хрустальные бокалы с одной гранью, а с другой — гладкой. И при их просмотре многое открывается », - говорится в протоколе Мосгорсуда.
Очки для коррекции миопии были введены в Европу в 16 веке и появились в России примерно столетием позже. В 1636 году Михаил Федорович подарил своему духовнику священнику очки.
Только в 1671–1672 годах через Архангельск в Россию поступила «491 дюжина» очков (5892 линзы), а значит в Москве и других крупных городах у очков уже были свои покупатели.
У царя Алексея Михайловича было 6 пар очков, у патриарха Никона - 8. Одна из них хранится в Патриаршей ризнице Московского Кремля. Он хранится в серебряном футляре грушевидной формы, украшенном литыми птицами из серебра. Очки складные.
Офтальмологи были востребованы в России: в 1669 году царские чиновники пытались нанять офтальмолога Иоганна Эрикссона из Швеции, но предложенная оплата не соответствовала требованиям врача.
Ко второй половине 17 века русские мастера изобразительных профессий - писцы, иконописцы, резчики по дереву, ювелиры, серебряники, часовщики, а также вышивальщицы - также стали использовать очки.
Очки разрушают имидж русского государя
Петру Великому в его стремлении к развитию российского военно-морского флота понадобилось оптическое стекло - в первую очередь, для военно-морских телескопов! Он основал несколько стекольных заводов и пригласил немецкого оптика Логина Шепера , который обучал первых в России специалистов по оптике. Но развитие производства оптического стекла в России началось только в конце XIX века. Большинство очков, которые носили русские, были европейскими.
Екатерина Великая начала испытывать проблемы со зрением в 1770 году, и для нее было заказано зеркало за 1219 рублей в золотой оправе с бриллиантами. Одни из ее очков (на этот раз обычные, на носу) все еще целы.
Павел I, сын Екатерины, унаследовал миопию матери. Он, как и его жена Мария Федоровна, в повседневной жизни пользовался лорнетом (очками с ручкой). Но Мария Федоровна также очень строго соблюдала придворный этикет и считала, пишет историк Игорь Зимин, «что очки разрушают образ традиционного русского государя», поэтому воздержалась от использования лорнета или очков на публике.
«Не желая пользоваться лорнетом, я не могла видеть выражения лица, но я видела, что у многих женщин в руках носовые платки», - писала Мария Федоровна о похоронах своего сына, императора Александра I в 1826 году. В то время публичное ношение очков считалось оплошностью, особенно для вдовствующей императрицы (подаренной жене умершего императора России), которой Мария Федоровна стала в 1801 году.
У Александра I, сына Павла и Марии Федоровны, была врожденная миопия. Ему тоже приходилось использовать лорнет, и он нуждался в нем так часто, что приходилось носить его под манжетами парадной формы. Александр всегда терял или ломал свои лорнета и монокли (один из сохранившихся моноклей Александра сломан), поэтому он начал приспосабливать свой лорнет к пуговице на рукаве своей униформы.
Даже будучи императором, Александр стеснялся своего плохого зрения и использования лорнетов. Софи де Шуазель-Гуффье, фрейлина жены Александра Елизаветы Алексеевны, вспоминала: «Перед тем как уйти, император встал и, не сказав, что он искал, стал внимательно осматривать пол во всех уголках зала. Я поставил лампу на ковер и тоже начал искать потерянный предмет: оказалось, что Император искал небольшую лорнетку, которой он обычно пользовался и которая упала к моим ногам, под столом ».
Тебе не на что так пристально смотреть!
Даже фрейлине, фактически дворцовой служанке, Император не мог раскрыть, что ему нужен лорнет! Почему? По-прежнему считалось «грубым» пользоваться очками на публике, как будто нужно было очень внимательно наблюдать за чем-то. Легенда гласит, что граф Иван Гудович (1741-1820), московский генерал-губернатор в 1809-1812 годах, ненавидел людей в очках.
Даже в чужих домах, когда он видел, что кто-то в очках смотрит на него, он посылал к этому человеку своего слугу с посланием: «Тебе здесь не на что так пристально смотреть. Снимите, пожалуйста, очки. К тому же Гудович никогда не принимал людей в очках дома или в офисе.
Это чем-то напоминает проблемы конфиденциальности, связанные с печально известной Google Glass - гарнитурой дополненной реальности, способной записывать все, на что незаметно смотрел ее владелец?
Глупость пошла дальше. Дипломату Александру Горчакову пришлось попросить у императора особого разрешения носить очки в суде. В обществе смотреть через очки на женщину или старшего офицера считалось неуместным: в очках создавалось впечатление, что человек ищет видимые недостатки.
Артефакты эпохи показывают, что в первой половине XIX века люди пытались спрятать свои лорнеты: есть вееры и карманные часы со скрытыми зеркалами. Напротив, первые русские денди демонстративно использовали лорнет. Был даже глагол «to lorgnette», что означало явное исследование кого-либо через лорнет.
В пушкинском «Евгении Онегине», когда главный герой идет в театр, «его двойной лорнет тренируется на ложах чужих дам», - таким образом Пушкин подчеркивает, что Онегин — настоящий денди и бабник. С 1840-х годов монокли широко использовались и в России.
Во второй половине XIX века очки окончательно стали «приемлемыми». Великий князь Константин Николаевич (1827-1892), сын Николая и глава Морского министерства, был первым Романовым, который не боялся фотографироваться в очках. Его незадачливый сын Николай Константинович, изгой царской семьи , большую часть своей дальнейшей жизни в изгнании носил очки.
Многие общественные и государственные деятели, в том числе Александр Горчаков, ныне занимающий пост канцлера России, носили очки.
Однако некоторые королевские особы все еще считали очки хамскими — Александра Федоровна, жена Николая II, имела серьезные проблемы со зрением, но ее никогда не фотографировали и не видели публично в очках или с лорнетом.
Одна из редких фотографий Романова в оптике (лорнет) - это фотография Ольги Константиновны, бабушки принца Филиппа, герцога Эдинбургского. Ольга Константиновна вышла замуж за Георга I Греции (1845-1913) в 1867 году и стала европейским королевским лицом, так что для нее лорнет не было чем-то стыдным.
Подписывайтесь на канал и ставьте "класс", дальше будет интереснее!
Смотрите также:
5 вещей, которые Россия экспортировала раньше нефти и газа
Советский летчик, поспорил что посадит самолёт слепо и потерпел неудачу