Для того, чтобы методы управления были демократическими, надо точно знать, что ведет к тоталитаризму, а что – к демократии.
Создание рая на земле, «парадиза» – главная идея обустройства человека в этом мире, обернувшаяся созданием тоталитарного кошмара – это одна из проблем антропологического кризиса ХХ века. В качестве «парадиза» может служить любое замкнутое образование: круг друзей, избранное общество, семья и так далее. В замкнутом обществе, любом пространстве, изолированном от внешнего мира мы обнаруживаем насилие, страх, безумие, хотя внешне – это обитель порядка и благополучия. Это – нечто вроде монастыря или пансиона, или больницы.
Здесь порядок и дисциплина, здесь американский комфорт и мировой уровень науки: последнее слово гуманной психиатрии воплощено в этой демократии для больных, руководимой «здоровыми». Но здесь беспощадно – при всей современной гуманности – уничтожают всех чужих, нарушающих правильность устройства этого гуманного общества. В сущности, перед нами – самый настоящий «комфортабельный концлагерь», о котором заговорил американский мыслитель и литературовед Ихаб Хассан. Вспоминаются дружелюбные, гуманные палачи в «Приглашении на казнь» Владимира Набокова. Он как раз был одним из тех, кто предвосхитил тему «парадиза», где зреет дьявольщина.
1. Черты тоталитаризма в литературных произведениях
Замятин Е. о тоталитаризме в работе «Мы»
Первый автор, создавший образ тоталитарного политического режима – Евгений Замятин. Его государство строится на следующих основах:
- единое Государство ставит перед собой задачу осчастливить не только своих граждан, о и жителей других планет. Проблема в том, что счастливым может быть только несвободный человек, а свобода мучительна . Ведёт к боли. Но именно свободу и боль каждый раз выбирает человек;
- взаимодействие личности, которая становится винтиком и колёсиком тоталитарного государства, «нумера». Личность обесценивается до полного исчезновения: или физического, как убитые в Машине Благодетеля, или морального, как люди без души, какими становятся в романе прооперированные (лоботомия);
- Жители Единого Государства равны во всём. У них нет имён, а только буквы (у мужских нумеров согласные, у женских – гласные) и цифры;
- Нумера живут в одинаковых комнатах в домах со стеклянными стенами. Прозрачные стены нужны для того, чтобы не было личной жизни. Все выставлено на всеобщее обозрение, человек не может ни минуты быть наедине с собой [1];
- носят одинаковую униформу – юнифы, уничтожение различия полов [2] ;
- В Едином Государстве всё строго регламентировано. Расписание жизни определяет Часовая Скрижаль, все в одно и то же время встают, едят, работают и ложатся. В расписании осталось 2 личных часа: с 16 до 17 и с 21 до 22. В это время нумера могут гулять по проспектам (в ряд по 4), сидеть за письменным столом или заниматься любовью – «приятно-полезной функцией организма»;
- Город ограждён стеклянной Зелёной Стеной, за которой дикий лес – образ закрытого государства. Что в нём происходит, горожане не знают. Герой чудом узнаёт о существовании по ту сторону Зелёной Стены покрытых шерстью людей, предков тех, кто выжил в войне и борьбе с голодом;
- Самая важна часть Единого Государства – его идеология. В Государстве каждая отдельная личность подчинена обществу, «мы»;
- государство пользуется так называемой математической этикой – количество людей, нет судьбы отдельного человечества;
- Единое Государство подменило понятия о любви, счастье, долге, достоинстве, существовавшие у «древних» (запрет эмоций).
- ü В обществе есть Хранители, которые ищут врагов Единого Государства – слежка за всеми и всех. Пойти в Бюро Хранителей и рассказать об измене – это огромная честь. Когда находят «преступника», несогласного, проходит «праздник», на котором его казнят совершенным образом, в Машине Благодетеля, расщепляя на атомы, превращая в чистую дистиллированную воду.
- Рождённых детей в обществе отбирают и воспитывают согласно науке детоводства – государственное воспитание.
Вывод: тоталитарное государство вырастает из рационального, научного подхода к организации жизни человека, из запрета эмоций [3].
2. Образ тоталитарного государства в труде Умберто Эко «Имя розы»
Умберто Эко в романе «Имя розы», создавая образ тоталитарного государства, показывает его через жизнь и тайны средневекового монастыря.
- Образ монастыря – образ закрытого пространства (железный занавес необходим для того, чтобы не могло быть сравнений с другой жизнью);
- Там – полновластие дисциплины и высшего Закона. Чтобы служить Богу, монахи подчиняют себя идеальному распорядку, дисциплине, разуму, подавляя эмоции.
- Монастырь – это модель рая, небесного Иерусалима – государство мечты о всеобщем счастье;
- Но там происходят темные и страшные вещи. В обители порядка и благолепия действуют адские силы, и, хотя некоторые тайны проясняются, и злодеи к концу разоблачены, беспокойство остается.
- Тоталитарный режим вырастает на запрете – на запрете смеяться и контроле смеха. В монастыре запрещен трактат Аристотеля о смехе, и все, кто иллюстрирует его книги или просто смотрит – погибают.
- Устанавливает тоталитарный режим монах, настоятель монастыря, который сам разучился смеяться.
3. Произведения Альбера Камю о тоталитаризме
Альбер Камю представил метаморфозу, происшедшую с человеком в ХХ веке, следующими образами:
«Мы были народом, а стали массой! Раньше нас приглашали, теперь нас вызывают! Мы продавали друг другу молоко и хлеб, теперь мы снабжаемся. Мы топчемся на месте! Топчемся и твердим сами себе, – это никто не может ничего изменить и каждый должен стоять на своем месте, в указанном ему ряду! Мы топчем самих себя!» [5]
А. Камю приводит пример гуманного отношения палача к жертве в «Падении»:
«А знаете вы, что на моей родине, в маленькой деревеньке, во время карательной экспедиции немецкий офицер очень вежливо предложил старухе самой выбрать, которого из двух сыновей расстрелять в качестве заложника. Выбрать! Представляете себе? Вот этого? Нет, вон того. И смотреть, как его уводят».
В своих произведениях А. Камю показал, за что палач любит свою жертву: без нее он не сможет быть палачом, диктатором.
В произведении «Посторонний» А. Камю показывает личность, которая не встраивается в массу. Он называет его аутсайдером, посторонним для всех, кто хочет быть как все. Именно за это судят его, а не за убийство.
А. Камю в произведение «Чума» показывает, как из гуманных соображений доктора, по его просьбе вырастает тоталитарный порядок. Но в этом произведении есть образ журналиста, который остается в городе, охваченном чумой, хоть в Париже его ждет невеста и он с этим городом ничем не связан. Камю показывает, что каждый человек сам делает свой выбор. Но если человек не сломался, не испугался чумы, он ей не подвержен. Эта мысль им проводится и в произведении «Осадное положение». [6]
4. Проблема выбора человеком пути государства – демократия или тоталитаризм:
Два выбора человечества в произведении Уильяма Голдинга «Повелитель мух»
Уильям Голдинг в своей работе показывает на примере детей (у них тоньше слой цивилизации, чем у взрослых) как и почему делается выбор политического режима людьми, если они поставлены перед выбором. Два пути – два выбора человечества ХХ века: Ральф предложил свободу, демократию, Джек – диктатуру. Большинство пошло за Джеком, который предложил диктатуру.
- Образы Джека (староста церковного хора – охотник) и Роджера из команды Джека. Роджер стал убийцей Хрюши;
- Джек предложил всем защиту от зверя и обещал накормить всем мясом;
- Что означают длинные волосы и раскрашенные лица? Длинные волосы – образ маски. Под маской не стыдно.
- Образ братьев-близнецов – образ выбора, колебания Сэм-и-Эрика;
- Персиваль Уимз Медисон всегда помнил, как его зовут, но потом эта магическая формула пропала из памяти – стирание истории;
- Образ острова – образ рая на земле (фрукты, тепло, море, остров, нет взрослых), но эта территория изолирована от мира, от взрослых. Повесть Р. Баллантайна «Коралловый остров» - основа воспитания английских джентльменов. Почему остров не приводит к райской жизни (фрукты – расстройство желудка, шторм, огонь – ссорит героев, сжигает остров, море поглотило Саймона и Хрюшу, розовый гранит коралла окрашивается кровью Хрюши, прекрасная природа таит зверя);
Только Ральф остался с Хрюшей? Основные свойства характера Ральфа, которые помогли ему остаться личностью;
- Демократия на острове как долг перед малышами, долг помнить адрес, свой дом, семью, поддерживать костер для спасения. Рог как символ демократии, обязанности каждого.
- Хрюша – образ технократа, который слепнет перед дикостью человеческой природы. Рациональность – основа построения тоталитарного государства, в этом участвуют ученые; [7]
- Образ Саймона из хора. Саймон похоронил лётчика, разговаривал с «повелителем мух», спешил ко всем, чтобы рассказать, что зверя нет. Саймон – философ.
- Гегель говорил о причине возникновения философии – грек освободился от тяжелого физического труда, поднял голову к небу, увидел звездное небо и – зафилософствовал. Мирандола говорил: не философствует, не человек.
- Стирание грани между полами в современной Европе.
- Конрад Лоренц в статье о грехах человечества говорит о том, что мы часто ставим другим в вину, что они эмоционально реагируют на какие-либо события.
- Тоталитаризм выстраивается на тотальном разрушении и унижении личности, при превращении её в пыль, горошину как у Ансельма Кифера. Современное управление анализируется философией ХХ века. Мишель Фуко, Ж. Бодрийар, Герберт Маркузе: «В конце XX столетия культура Запада ставит вопрос о тоталитарном человеке и тоталитарном обществе, об отказе личности от себя и о превращении ее в двуногое существо толпы или в повелителя этой толпы. Причины данного явления нужно видеть в отказе человека от собственного сознания» (Г. Маркузе).
- Мы были народом, а стали массой в ХХ веке, и в таком качестве пришли к власти. Эту массу О. Шпенглер назвал четвертым сословием. К ХХ веку в жизни человека победила цивилизация, основным проявлением которой выражает понятие «мировой город», для которого характерны космополитичность, холодный практический ум, научная иррелигиозность, деньги как основополагающий фактор деятельности, конкуренция как основа отношений между людьми.
- Э. Хемингуэй показал такую позицию в произведении «По ком звонит колокол».
- У Альбера Камю врач организует тоталитарный режим из добрых и гуманных побуждений – победить чуму («Чума»). У Е. Замятина все строят интеграл («Мы»).
Литература:
Понравилась статья? Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, комментируйте. Спасибо! С уважением, Academia-nadezhda
Больше интересного на сайте https://www.academia-nadezhda-com.com