Современная ситуация в мире характеризуется тем, что США и их союзники взвалили на себя огромную ношу в виде распространения в мире демократии. Считая себя исключительными, знающими секрет как жить другим, они навязывают новый порядок "мечом и кровью". Но у них не получилось за ХХ - начало ХХI века. Почему?
Именно англо-американская культура подарила миру великую философскую и художественную литературу, в которой, анализируя черты тоталитаризма, рассказывается, как этого избежать, как строится демократическое общество.
1. Эрих Фромм в произведении "Бегство от свободы" о проблемах человека и власти
Эрих Фромм в этой работе показывает, что демократия рождается из готовности человека к свободе. Свободным он становится в результате взросления и процесса индивидуализации.
Два аспекта индивидуализации: развитие личности и растущее одиночество - «Обязательный аспект индивидуализации – растущее одиночество, порождающее чувство беззащитности и тревоги.
Есть два пути выхода из этого одиночества:
– возврат в лоно матери, рабство, уничтожающее личность, («Ребенок не может физически вернуться в материнское лоно; точно также невозможно повернуть вспять и психический процесс индивидуализации. Попытки такого возврата неминуемо принимают характер подчинения…»);
Путь, ведущий к фашизму:
Первый путь определен как путь возврата, как путь, который ведет к рабству, или конформизм. Он возникает в результате неполноценности прохождения каждого этапа взросления ребенком, когда некоторые этапы пропущены. Спасение от одиночества возможно в бегстве от свободы , отчуждения человека от себя, так как это путь назад: отказ человека от свободы в попытке преодолеть свое одиночество, устранив разрыв, возникший между его личностью и окружающим миром».
«Механизм бегства от свободы заключается в том, что человек становится, по определению Э. Фромма, разрушителем, так как «…разрушить мир – это последняя, отчаянная попытка не дать этому миру разрушить меня. Я могу избавиться от чувства собственного бессилия по сравнению с окружающим миром, разрушая этот мир».
Разрушитель «мстит жизни за то, что она его обделила. Человек, который не может создавать, хочет разрушать. Человек становится несвободным и это его приводит к добровольному отказу от собственной личности, к подчинению внешним силам».
Так человек преодолевает чувство ничтожности по сравнению с подавляющим внешним миром:
- или за счет отказа от собственной целостности,
- или за счет разрушения других.
Разрушение жизни требует только одного: применение насилия. Этот человек становится авторитарной личностью.
Авторитарная личность может обладать и активностью, и смелостью, и верой, но активность в этом смысле означает действие во имя чего-то большего, чем его собственное «я». Такой человек способен только к господству или подчинению.
Люди ожидают, что некто их защитит, что «он» позаботится о них, и возлагают на «него» ответственность за результаты своих собственных поступков».
«Возможны еще варианты бегства от свободы:
- или в полном отрешении от мира, при котором мир утрачивает свои угрожающие черты,
- или в психологическом самовозвеличении до такой степени, что мир, окружающий человека, становится мал в сравнении с ним.
В результате того, что человек, неуверенный в себе, начинает действовать по общепринятым канонам с целью стать таким как все, не выделяться, он утрачивает способность критически мыслить. Постепенно происходит замещение личности. Человек может стать псевдоличностью. Если человека готовить к встраиванию в жизнь, он может усвоить правила жизни, жить по этим правилам и жизнь обернется трагедией. Он не станет самим собой.
- сегодня человек превратился в робота, что мы живем под влиянием иллюзии, будто мы самостоятельные индивиды. Эта иллюзия помогает индивиду сохранять неосознанность его неуверенности. В результате личность индивида ослабляется, так что неосознанное чувство бессилия и неуверенности не только сохраняется, но и крайне возрастает».
Авторитаризм. Авторитарная личность
«В результате того, что человек, неуверенный в себе, начинает действовать по общепринятым канонам с целью стать таким как все, не выделяться, он утрачивает способность критически мыслить. Постепенно происходит замещение личности. Человек может стать псевдоличностью».
- Разрушительность, ее цель
- Конформизм
Путь, ведущий к демократии:
Другой путь - путь спонтанных (творческих) связей с людьми и природой. «Второй вариант развития и становления личности – формирование гармонично развитой личности, способной выдержать растущее одиночество, способной не к конформизму, а к социализации – установлению спонтанных связей с людьми и природой. Растущая индивидуализация приводит либо к подчинению, либо к спонтанной активности – свободной деятельности личности (от латинского слова sponte – сам собой, по собственному побуждению), путь спонтанных (творческих) связей с людьми и с природой, которые соединяют человека с миром, не уничтожая индивидуальности. Если каждый шаг в направлении отделения и индивидуализации сопровождается соответствующим ростом личности, то развитие человека является гармоничным».
2. Образ «Большого брата» как правителя тоталитарного государства в произведении П. Зюскинда
Патрик Зюскинд о тоталитарном правителе в произведении «Парфюмер»
П. Зюскинд создает образ тоталитарного диктатора, который вырастает при определенных условиях:
- События происходят в век Просвещения – век Разума, где растут правильные люди, их воспитывают правильные женщины – без эмоций;
- Герой книги П. Зюскинда напоминает нам «крошку Цахеса» [[1] ], который, будучи отвратительным и подлым уродцем, владел магическим секретом внушать людям любовь к себе и необъяснимое поклонение (идеология культа личности);
- Для того чтобы стать повелителем толпы он имел все: комплекс неполноценности – Жан-Батист Гренуй появляется на свет незаконным младенцем, почти отверженным, чужим. Но он родился в государстве строгого, неумолимого правопорядка;
- За попытку бросить своего незаконнорожденного младенца, мать героя казнена на Гревской площади: здесь не шутят с законами, ведь мы – в царстве Разума;
- Тоталитаризм врастает в мир не через хаос, не через помрачение умов. Он проходит через школу правильного, разумного общества, через пансион мадам Гайар, в котором убивают эмоции. Пансион мадам Гайар – это царство Разума. Здесь не повышают голоса, ибо это неразумно, а за испачканные штанишки дают заслуженную пощечину, но без всякого гнева, без эмоций, ведь выше закона нет ничего, все должно быть правильно и разумно. Здесь уже не «сон разума рождает чудовищ» (Гойя), а неустанное бодрствование разума, вытесняющего все чуждое себе, приводит к тем же результатам, что и беспробудный сон;
- Герой «Парфюмера», Жан-Батист Гренуй – гений запахов, таинственных, но материальных субстанций, воздействующих на человеческую душу. Невзрачный с виду и гадкий, по сути, он обладает реальным средством для власти над окружающими. Природный дар и долгое учение дали ему эту власть. Он умеет воздействовать на подсознание. Составленные им ароматические эссенции могут внушить людям все, что захочет повелитель. Благодаря одной капле из флакона он может оказаться для всех невидимым, а если ему угодно – он станет в глазах всех дороже и любимее самого близкого человека.
Но для тоталитаризма необходимо еще одно условие.
3. Образ «маленького человека» и тоталитарное государство в произведении Дж. Толкиен. «Властелин колец»
Вопрос противостояния тоталитарной власти решается «маленьким» человеком, живущим в данной стране – об этом рассказывает Толкиен в своем произведении. Он говорит о роли личности в истории, о том, что ее творит простой человек. «Маленькие камешки вызывают большой обвал,» – говорит Толкиен устами своих персонажей.
Каждое действие любого самого незначительного героя может радикально изменить ход истории. И автору не важно силён герой или слаб, умён или глуп, главное, чтобы он оставался честным и преданным и тогда ему это непременно зачтётся. Избрать тернистый путь добра – сделать правильный выбор. Награда обязательно придёт.
В эпопее у зла есть конкретное олицетворение – Чёрный Властелин Саурон. Каждый раз, идя на поводу у страха, злости, алчности, герои слабеют, навлекают на себя и окружающих невиданные бедствия. Саурон же на каждом шагу искушает их предлагает лёгкий выход из ситуации. Тем, кого он не может соблазнить полностью предаться злу, Саурон предлагает совершить мелкое злодейство, ведущее, казалось бы, к добру. Однако для Толкиена нет компромиссов. Совершённое зло приведёт к ещё большему [2]. На зле нельзя построить добро.
Оружие искушения Саурона – могущественное Кольцо Всевластья, дарующие несокрушимую силу. Однако кольцо дарит силу лишь тому, кто способен побороть его злую волю, кто силён духом. Тем не менее «могучим оно особенно опасно»: получивший в свои руки тёмную силу и использовавший её хотя бы и во благо, неминуемо сам станет Чёрным Властелином. По Толкиену только отказавшись от власти можно охранить себя от скверны, т. к. «самовластие не терпит сопротивления, достоинства и независимости, оно ненасытно оно стремиться быть вездесущим». Положительные герои выдерживают испытание, ведь «зло непрерывно порождает зло», а «добрый властелин не лучше» злого, «даже если рабы им довольны».
4. Кен Кизи о личности, противостоящей власти в произведении «Полет над гнездом кукушки»
Кен Кизи о путях построения тоталитарного управления:
- В комфортабельный концлагерь К. Кизи пришли те, кто не встроился в правильное общество, добровольно, по своему разумению. Человек сам выбирает тоталитарное управление, боясь взять на себя ответственность за свою жизнь;
- Эти люди имеют комплекс неполноценности, на которые давит старшая сестра Мисс Гнусен, которая устроила этот миропорядок – хозяйство, которое действует «как точная, смазанная, отлаженная машина». Она ставит человека в ситуации вечной виновности, они копаются в себе, доносят на других, над ними издеваются и унижают их санитары;
- Человек ни минуты не остается наедине с собой – постоянно работает радио. У человека не должны возникнуть собственные мысли, он не должен рефлексировать; [3] Записывает все на магнитофон, подслушивает, следит за всеми;
- Внушается всем мысль, что мисс Гнуссен – ангел милосердия (идеология) (или "Град на Холме")
Но появляется герой, способный разрушить этот мир – Рэндл Патрик Макмёрфи:
- Макмёрфи с уважением относится к больным, поднимая их самооценку;
- Все делает для восстановления их семейных связей, истории семьи;
- Разрушает ее тоталитарный порядок: все делает не по расписанию, разрушает ее собрания по самобичеванию пациентов, делает тише радио, курит и предлагает курить пациентам, требует просмотра спортивных передач по телевизору, вывозит из на прогулку и т.д.;
- Узнает причину неуверенности в себе каждого и начинает растить в том уверенность в себе.
Вывод:
«Маленький человек» участвует в создании тоталитарного или демократического государства или разрушает его. Человек сам выбирает себе свободу или рабство. Но в рабстве человеку проще, за него решает все его проблемы государство. Все проблемы человека закладываются в детстве в процессе его взросления.
Литература:
- Гофман, Э.Т.А. Крошка Цахес, по прозванию Циннобер. /Э.Т.А. Гофман. – Ленинград: Художественная литература, 1976. – 288 с.
- Об этом говорит в своих произведениях Ф. Достоевский, выступая против революционного движения, показывая, что малая кровь породит реки крови.
- Гегель говорил о причинах возникновения философии – грек освободился от тяжелого физического труда, разогнулся, увидел звездное небо, удивился и – зафилософствовал.
Понравилась статья? пишите комментарии, ставьте лайки, подписывайтесь на канал!
Больше интересного на сайте https://www.academia-nadezhda-com.com
#фромм_о_своободе #оруэлл_о_тоталитаризме #кизи_и_образ_тоталитаризма #маленький_человек_и_власть #хоббит