В течении довольно длительного периода истории Восточной Римской Империи удавалось избегать слишком больших отрицательных последствий переворотов, смен династий и военных мятежей. Всего до падения Константинополя в 1204 году в результате IV Крестового похода, в Византии сменилось 12 императорских династий, правление которых перемежалось неоднократным приходим к власти узурпаторов – удачливых и не очень, выходцев в основном, из армии.
Первый серьезный кризис связан с крахом династии Юстиниана Великого. В первую очередь надо сказать, что само наследование высшей власти в Восточной империи существенно отличалось от западноевропейских королевств и несло в себе старую римскую традицию. Если в Европе отсутствие у короля сына считалась предвестником кризиса и хаоса – например, одной из причин развода Людовика VII с Алиенорой Аквитанской некоторые историки называют даже угрозу династии Капетингов (в этом браке не было сыновей) – и при этом не берется во внимание наличие у Людовика младших братьев, которые и продолжили бы династию, то в Византии было совершенно иначе.
На примере династии Юстиниана можно судить о принципах передачи власти – основатель династии Юстин I передал власть своему племяннику, ставшему Великим, сыну своей сестры (ее возможное имя, славянизированная форма – Бигленица), самому Юстиниану также наследует сын его сестры Вигилантии - Юстин II . То есть наследование по мужской линии, неважно старшей или младшей, было совершенно не принципиальным и вовсе не вело к смене династии, более того – Юстин II в 574 году назначает своим наследником способного полководца Тиберия (Тиберий II Константин) уже не связано с ним никакими родственными узами. Тиберий Второй, не имеющий сыновей был вынужден сделать выбор (как оказалось, неправильный) между мужьями своих дочерей Харито и Константины.
Считается, что Тиберий даже пытался разделить империю, назначив сразу двух наследников соправителей и выдал за них замуж своих дочерей. Примечательно, что муж Харито, Герман имел отношение к династии Юстиниана, будучи внуком еще одного племянника основателя династии Юстина I . Но в итоге выбор пал на способного (как тогда казалось) полководца Маврикия, которого император женил на Константине.
Маврикий поначалу показал себя способным и благонамеренным правителем. Однако он не смог преодолеть трудности, связанные с непрекращающимися атаками на империю аваров и новой угрозой – нашествием славян. Если некоторых правителей сгубила расточительность, то Маврикий погиб в следствии безудержной экономии. Его бережливость соседствовала с безумием. Его полководцы вели достаточно успешную войну с персами, но император внезапно сократил солдатское жалованье, что привело к мятежу. Война все же была выиграна, но этот урок не пошел впрок Маврикию – в следующий раз, в 599 году он отказался внести аварам выкуп за 12 000 военнопленных ромеев, в результате чего все они были казнены.
От аваров никто и не ждал милосердия, и Маврикия возненавидели. Через два года в 601 году Маврикий совершает последнюю ошибку – опять поначалу удачная война (против славян) и опять снижение жалования и приказ победителям зимовать в чистом поле ради сбережения средств.
И вот здесь взошла «темная звезда» фракийца Фоки. Солдаты взбунтовались, но если раньше мятежи возглавляли в основном известные военачальники, теперь на гребне волны вознесся простой имперский центурион Фока. От своих товарищей по мятежу он отличался только большим горлопанством. Несмотря на видимое отсутствие достоинств это был первый удачный мятеж в Византии с занятием узурпатором трона на длительное время. Маврикий бежал из столицы, но в итоге был схвачен и казнен вместе сов всеми сыновьями –Тиберием, Феодосием, Петром, Юстином и Юстинианом. Была убита также его жена Константина с тремя дочерями.
Внезапно обнаружилось, что отсутствии четкой системы престолонаследия, неизбежно привело к тому же, что и в старой Римской империи – армия стала выдвигать своих императоров. Фока правил так, что о ошибках и экономии Маврикия сразу все забыли – настолько было ужасным царствование нового императора. Человек с кругозором центуриона не мог руководить государством, дорвавшись до власти предавался лишь порокам и казням. Относительные военные успехи Маврикия сменились полной катастрофой – сдерживаемые ранее персы дошли почти до Константинополя. С севера империю по-прежнему атаковали авары и славяне.
Через восемь лет после своего воцарения ненавидимый всеми Фока был свергнут и казнен Ираклием – молодым сыном африканского экзарха Ираклия. Африка даже в правлении Фоки благодаря старому экзарху Ираклию оставалась стабильным регионом империи. Новым императором стал молодой Ираклий, основавший новую византийскую династию.
Фока стал первым солдатским императором Византийской империи. Единственный, кто сожалел о его смерти – это римский папа Григорий I. Ничего странного здесь нет – именно при Фоке существенно возрос статус папства. Если раньше в тогда еще единой христианской ортодоксальной церкви действовал принцип пентархии – было пять равных епископов – Римский, Константинольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский, то тупой центурион признал Римского понтифика главой всех церквей. Именно тогда Римские папы и стали носить титул «вселенских», «всеобщих».