Искусство Йорданса привлекает прежде всего своей непосредственностью, искренностью и жизнерадостностью. В своих произведениях он создает образы сильных, здоровых, полных энергии людей, которые, не теряя своей индивидуальности, становятся на его полотнах значительными и монументальными.
Художник родился в Антверпене, в семье зажиточного торговца. Живописи он обучался у Адама ван Ноорта, учеником которого в свое время был и великий Рубенс. Всю свою долгую жизнь Йордане провел в родном городе, в среде городского бюргерства и Антверпенской корпорации художников.
Характерно, что в противоположность другим современным живописцам он не ездил в Италию для совершенствования своего искусства. Художник довольно скоро завоевал известность. Он писал алтарные образы для католических церквей и монастырей, картины на мифологические и исторические темы, жанровые сцены и портреты. После смерти Рубенса в 1640 г. Йордане стал ведущим и наиболее популярным живописцем Фландрии.
В творчестве Йорданса ярко воплотился национальный самобытный дух фламандской культуры XVII в. Героями его произведений были фламандцы, его современники. Персонажи христианских легенд и античной мифологии обычно изображаются им как люди из народа. Йорданса привлекает праздничная сторона жизни. Он любит изображать веселые разгульные пиршества, неоднократно повторяет сюжеты «Праздник бобового короля» (бобовым королем избирали на пирах того, кто нашел в своем куске пирога запеченный боб) и «Как поют старики, так пищат малыши» (фламандская поговорка).
В европейских и американских музеях хранятся картины Йорданса на тему «Сатир в гостях у крестьянина». Один из лучших вариантов этой темы находится в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Сюжет был взят Йордансом из басни Эзопа. Однажды сатир увидел, как зимой крестьянин-дровосек согревал дыханием свои замерзшие пальцы. В другой раз, придя в гости к крестьянину, сатир заметил, как тот охлаждал дыханием горячую пищу. Изумленный сатир заявил, что не может дружить с человеком, изо рта которого исходят жар и холод, видя в этом свидетельство двуличия и коварства человеческой натуры. Герои античной басни даны Йордансом как простые фламандские крестьяне, а в образе молодой женщины художник, по-видимому, изобразил свою жену Екатерину ван Ноорт. От них веет несокрушимым здоровьем. Они такие же дети природы, как и их гость — сатир.
Д. Либман, Музей изобразительных искусств, Москва
Не менее интересные материалы на сайте АЛЯСОРТ