Согласно результатам исследования Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ, поставка качественного товара и исполнение контракта в срок — главные критерии эффективности госзакупок.
При этом проблему поставки некачественных товаров/работ/услуг отметили 64% заказчиков и 67% поставщиков.
Характерен комментарий одного из респондентов-поставщиков: ”поставка дешевого оборудования—это очень краткосрочный эффект, в этом смысле 44-ФЗ неэффективен”.
33% заказчиков и 28% поставщиков назвали проблемой наличие сговора между поставщиками.
Распространённым способом решения проблем с качеством поставок выступает стратегия ”заведомого выбора” — когда заказчик определяет поставщика еще до проведения закупки.
В среднем, по оценкам поставщиков, ее придерживаются 52% организаций (оценка заказчиков — 38%). При этом не только заказчики, но и поставщики признают, что выбор данной стратегии продиктован стремлением обеспечить поставки качественного товара и гарантированное исполнение контракта.
Результаты опроса говорят о том, что сложившаяся система регулирования фактически выталкивает добросовестных участников закупок в “серую” зону — для обеспечения качественных результатов закупки они вынуждены нарушать правила. Отсюда большое число нарушений, выявляемых ФАС с последующим наложением штрафов.
О проверках в 2018—2019 годах сообщили 83% заказчиков, выявление нарушений при таких проверках констатировали 56% и еще 36% сталкивались со штрафами. Однако такая интенсивность контроля никак не отражается на качестве закупок.
Как говорят респонденты, ”главная цель сейчас сводится к снижению цены, о качестве никто не думает, это печально. <...> Чтобы избавиться от коррупции, эту систему [госзакупок] необходимо отменить и выстроить новые правовые механизмы, где на первом месте будет качество товаров и услуг по рыночным ценам”. “Нужны простые правила ведения бизнеса, настроенные на эффективность”.
В связи с пандемией COVID-19 в регулировании госзакупок произошли изменения. Ожидалось, что респонденты в ходе второго этапа опроса отметят, что им стало легче.
К сожалению, результаты второго этапа опроса не подтвердили ожидаемого оптимизма. Упрощение закупочных процедур заметили лишь 13% заказчиков и 7% поставщиков, а ослабление контроля со стороны госорганов и более быстрое доведение средств — единицы респондентов.
Приведенные данные показывают, что действующее законодательство не решает основные проблемы системы госзакупок. Большинство российских экспертов и практиков сходятся во мнении, что оно характеризуется избыточностью и противоречивостью. На сегодняшний день 44-Фз занимает уже 320 страниц, но Минфин и ФаС продолжают вносить в него все новые поправки, усиливая и без того жесткую регламентацию и контроль действий всех участников закупочного процесса.
Такой формализованный подход позволяет переложить ответственность за проводимые закупки и все издержки соблюдения новых требований на рядовых участников процесса. При этом они вынуждены постоянно адаптироваться к новым правилам, которые зачастую лишь еще больше усложняют и запутывают ситуацию. Показателен эмоциональный комментарий одного из наших респондентов, который предложил ввести «мораторий на внесение изменений в законы», так как он «уже устал постоянно переучиваться».