«Город, выстроенный по человеческой мерке, – Будапешт говорит миру не о венграх, но о горожанах, то есть о бюргерах, буржуа, мещанах, обывателях» Анна Чайковская «Триумф красной герани. Книга о Будапеште».
Историческое объединение Буды и Пешта случилось 17 ноября 1873 года, на карте Европы появилась новая столица Будапешт (Budapest) . К этому времени Австро-Венгерская империя (Österreich-Ungarn) уже 6 лет (с марта 1867 года) существовала в статусе конституционной дуалистической монархии и управлялась императором Францем Иосифом I (годы правления 1848-1916).
Вместе с новой политической эрой (1867-1914 годы), которую венгры называют «прекрасной эпохой», пришел и архитектурно-строительный подъем.
Основные градостроительные черты этого периода продиктованы соперничеством с Веной.
К знаковому 1896 году (1000-летие Венгерской государственности) город получил метрополитен и дополнительные мосты: Свободы (бывший Франца Иосифа), Северный железнодорожный; окончательно оформилась Площадь Героев; по примеру венского Ринга были построены кольцевые бульвары.
Историзм и эклектика, как символы национального самосознания доминировали в архитектуре.
В 1890 году началась очередная реконструкция Королевского дворца в Буде, он приобрел тот самый официозный вид, в котором мы видим его сейчас.
Одновременно идет реализация одного из самых масштабных европейских проектов — возведение здания Парламента (1885-1904 годы) на набережной Дуная.
Здесь соединилось все: неоготика, необарокко, неовизантия, неоренессанс. Архитектору Имре Штейндлю удалось создать нечто изумительное. Парламент прекрасен, как снаружи, так и внутри.
Неслучайно это самая посещаемая туристическая достопримечательность Будапешта. Мимо пройти невозможно.
А поскольку «все большое видится на расстоянии» - самая лучшая панорама открывается с балконов Рыбацкого бастиона Будайской крепости.
В городе работали прославленные строители, архитекторы, инженеры, садовники, дизайнеры разных национальностей.
С их участием создаются настоящие жемчужины: Западный вокзал, концертный зал «Вигадо», Оперный театр, церковь Святого Ладислава, Музей прикладного искусства, Геологический институт, Национальный банк, неординарные доходные дома, пышно украшенные особняки, гостиницы, уютные скверы, широкие проспекты, благоустроенные набережные, мосты.
В период правления Габсбургов архитектурный облик Будапешта формируется окончательно и на века.
А как там Вена? Не знаю, почему этот вопрос постоянно будоражит умы путешественников?
Например: люди собираются в Вену, их так и тянет добавить Будапешт и еще «втиснуть» в маршрут Братиславу. Отсюда возникает дилемма: откуда начать?
Будапешт не похож на Вену так же, как не является «Восточным Парижем» (кто это придумал?).
1. Если Вам близка австрийская пунктуальность, не претит чистоплюйство - начинать поездку лучше из Будапешта. Тогда насладившись городом, построенным для людей, чуть-чуть облезшим, подрастерявшим былое величие, но гостеприимным, комфортным, веселым и очень красивым, Вы через 3-4 дня попадете в мир идеального порядка, умытых до блеска архитектурных ансамблей. Можно вздохнуть и подумать: «Да, не одинаково живут осколки некогда великой Австро-Венгерской империи».
2. Если Вас утомляет постоянный самоконтроль (не туда сел, не так встал, закурил в неположенном месте) или Вы не любите стейк medium rare, или не хотите платить за все втридорога — 3 дня в Вене вполне достаточно. Будапешт покажется почти райским местом, где живут люди не так сильно избалованные цивилизацией, не страдающие от легкого беспорядка, простые и открытые. Закусив густым гуляш о м и погрузившись в теплые воды термальной купальни, Вы подумаете: «Как же это все хорошо!».
В идеале: столица Австрии сама по себе; cтолица Венгрии — вполне самодостаточна; в Братиславу действительно можно съездить на денек из Будапешта.
Между двумя Дунайскими городами есть еще одно отличие: в Вене почитают Франца Иосифа, его супруге Сиси, Герцогине Амалии Евгении Елизавете Баварской в исторической памяти отведено не так много места.
При венском дворе у Елизаветы было много недоброжелателей, в том числе ее не любили за «чрезмерные симпатии к Венгрии». В Будапеште нет ни одного памятника (хотя бы мемориальной таблички) в честь императора, зато имя взбалмошной императрицы носят: целый городской район, бульвар, площадь, мост, три улицы; памятников и прочих художественных композиций — вообще без счета. Любовь Елизаветы к Венгрии взаимная.
Будапешт имеет некоторое сходство с Санкт-Петербургом. Оба города построены в имперском стиле «по линейке».
План Питера собственноручно вычертил Петр I. Реконструкцию Пешта проводили после сильнейшего наводнения 15 марта 1838 года, когда всю хаотичную застройку смыло в Дунай; результат - прямые широкие улицы.
Да, наводнения тоже нас роднят и еще - некоторая меланхолия, заметная в пасмурную погоду. С климатом будапештцам больше повезло…
Еще меня часто спрашивают: «Где лучше - в Будапеште или Праге?» Между этими городами не вижу вообще никакого сходства, кроме наличия 2-х исторических центров. Посещение столицы Венгрии после столицы Чехии точно не разочарует. А наоборот? Не знаю.
С Прагой в последнее время отношения не складываются. Когда-нибудь напишу об этом.
Кроме признаков «прекрасной эпохи», Будапешт имеет много приятных исторических и современных «фишечек».
Читайте продолжение!