Найти в Дзене
Идем правее

Излом истории: Наполеон в Городне

Наполеоновские войны довольно хорошо зафиксированы в мемуарах, письмах и официальных документах. Из этих источников можно узнать, какие порой скромные обстоятельства окружают переломные моменты истории...

О пребывании Наполеона в Городне после решающего сражения за маленький город Малоярославец так рассказывает в своих мемуарах Арман де Коленкур:

Два наших корпуса заняли позиции перед Малоярославцем. Дороги были так разбиты, что только часть артиллерии, да и то с трудом, могла добраться днем до поля битвы. Император возвратился на ночевку в Городню — маленькую деревушку в расстоянии одного лье от Малоярославца; он ночевал там в избе возле моста. Почти все мы ночевали на бивуаках. Успех вице-короля не достигал цели. Мы захватили неприятельские позиции, но Кутузов ускользнул от нас. Таким образом, наше положение не изменилось, а наша армия находилась не в таком состоянии, чтобы преследовать неприятеля; к тому же погода не позволяла откладывать дольше осуществление проекта перехода на зимние квартиры. Более чем когда-либо нужно было принять определенное решение.

Как известно, при этом Наполеон решил отступать по разоренной войной Смоленской дороге... Мы все помним, чем это закончилось.

Правда, желая убедиться в том, что позиции русской армии у Малоярославца неприступны, корсиканец с малой свитой поехал ночью в сторону города и чуть было не попался казакам... Но это - отличная тема для отдельной статьи.

В Малоярославецком военно-историческом музее 1812 года всегда проводилась параллель между двумя событиями, изображенными на двух картинах: советом Кутузова и русских генералов в Филях и советом в ставке Наполеона в Городне. Сама обстановка этих событий, представленных художниками, прямо противоположна.

Но недавно я вспомнила, что картины менялись! В прежней экспозиции музея, более 10 лет назад, была использована копия картины Василия Верещагина "В Городне: пробиваться или отступать?" из знаменитого цикла, посвященного 1812 году. Вот она:

В. Верещагин. В Городне: пробиваться или отступать?
В. Верещагин. В Городне: пробиваться или отступать?

А в нынешней экспозиции музея - картина современного художника Александра Аверьянова "Военный Совет в Городне 25 октября 1812 года". Она же часто используется во многих передачах об Отечественной войне 1812 года (в том числе в западных):

А. Аверьянов. Военный Совет в Городне 25 октября 1812 года
А. Аверьянов. Военный Совет в Городне 25 октября 1812 года

Средства выразительности, конечно, у современного художника отличаются от Верещагина. У великого баталиста (и пацифиста) 19 века почти каждый эпизод войны 1812 года превращается в обобщение, в метафору. В них и сам Наполеон, и менее известные участники нападения на Россию, - почти безликие символы. Зависит ли что-то в самом деле от Наполеона? Или ему придется лишь принять происходящее?.. Любопытно, что у Верещагина явно подчеркнуто: ответственность за решение будет лежать лично на Наполеоне.

Александр Аверьянов стремится к детализации и портретным сходствам. Его кисти принадлежит много хороших картин, связанных с историей Отечественной войны 1812 года. Некоторые из них связаны с тем же сражением под Малоярославцем. При помощи эмоциональных деталей ему удается и в этом полотне передать безвыходное положение...

Пусть художники обсудят, какое полотно лучше и чем они отличаются друг от друга.

Главное, что в обеих картинах бросаются в глаза многочисленные отличия от более знаменитого "Военного совета в Филях" А. Кившенко. Написанного, вероятно, по мотивам романа Л. Толстого:

А. Кившенко. Военный совет в Филях, 1812 год.
А. Кившенко. Военный совет в Филях, 1812 год.

На что легче всего обратить внимание, скажем, юных зрителей (иначе говоря, на что обращали мое внимание в детстве)?

Во-первых, на совете в Филях почти все сидят (кроме горячего Ермолова), а в присутствии Наполеона подчиненные стоят (хотя он мог бы пригласить участников совета занять места). У Верещагина, правда, сидит горячий Мюрат, видимо, на правах родственника (а на столе лежит его шляпа). На картине у Аверьянова Мюрат стоит - впрочем, в весьма вольной позе.

Во-вторых, вокруг императора французов жуткий беспорядок. У Верещагина это сосредоточенное отчаяние безвыходного положения (дело происходит днем), у Аверьянова - просто опустошение (причем ночью - возможно, после той стычки с участием казаков).

И первое, и второе обстоятельство чисто зрительно говорят не в пользу происходящего в стане французов...

Той избы в Городне, конечно, давно нет. Но можно приехать в деревню по той самой дороге Боровск-Малоярославец, спуститься вместе с дорогой в глубокую долину речки и по описаниям Армана де Коленкура представить себе сцену и расположение войск...

А какая картина больше нравится вам?