Найти в Дзене
Мудрая Клио

Последние дни семьи Романовых. Как доживала свои дни последняя царская семья

Становление новой власти – всегда кровавое событие. Революция 1917 года не является исключением. Я бы хотела рассказать вам о последних днях императорской семьи.

Романовы – русский боярский род, который триста лет был представителем российского престола. Романовы пришли на смену династии Рюриковичей, среди первых и вторых нет прямых связей.

В этой статье более подробно речь пойдёт о последней семье Романовых.

Семья Романовых
Семья Романовых

Вся семья состояла из семи человек: Николай Ⅱ, Александра Фёдоровна, Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, Алексей. Николай Ⅱ – глава семейства – последний император Российской империи. Он отказался от престола 2 (15) марта 1917 года. Его свержение было продумано ещё задолго до весны. Излишние доверие к генералам сыграло большую роль – они убедили его, что отречение от престола – единственный правильный выбор, чтобы избежать гражданской войны.

Николай Ⅱ
Николай Ⅱ

Отрекаясь от престола, Николай Ⅱ старался обеспечить гарантии безопасности своей семьи. Он просил, чтобы они долгое время могли находиться дома, так как его дети болели корью, и любое путешествие могло закончиться осложнениями. Так же бывший император требовал разрешения на выезд в Англию. По началу, Временное правительство шло на уступки, но уже 8 марта 1917 года царской семье сказали, что они могут считать себя арестованными. Официальное задержание произошло лишь 21 марта того же года.

В апреле 1918 года царская семья прибыла в Екатеринбург вместе со своими слугами: лейб-медик - Евгений Боткин, повар – Иван Харитонов, поварёнок – Леонид Седнёв, лакей – Алексей Трупп, горничная – Анна Демидова. Их разместили в ипатьевском доме. Здесь они провели свои последние 78 дней.

Дом Ипатьева в Екатеринбурге, 1919 год
Дом Ипатьева в Екатеринбурге, 1919 год

Как писал сам Николай:

«Дом хороший, чистый, — писал в дневнике Николай. — Нам были отведены четыре большие комнаты: спальня угловая, уборная, рядом столовая с окнами в садик и с видом на низменную часть города и, наконец, просторная зала с аркою без дверей".

Комендантом был назначен Александр Авдеев. Позже, на смену ему придёт Яков Юровский.

Распорядок дня у них был, как в тюрьме. Завтрак, обед, ужин, прогулки – всё было по расписанию. Каждый день их комнаты досматривали. Коменданты писали, что семье позволено 2 часа прогулки. Сам Николай в своём дневнике указывал, что они гуляют лишь час. На вопрос «почему» ему отвечали, чтобы он не забывал, что заключён под стражу.

Окна в доме вскоре замазали побелкой, чтобы заключённые не смотрели в них. Открывать их, даже чтобы проветрить комнату, было запрещено. Вряд ли семья попыталась бы сбежать с такой охраной, вероятнее всего, это делалось для ухудшения условий их содержания.

Из воспоминаний Николая – кушали они все вместе: со слугами и красноармейцами. Солдаты часто вели себя вызывающе и очень грубо, могли бесцеремонно взять еду из тарелки семьи.

Со сменой коменданта стало всё значительно хуже. Он ограничил и без того не частые поставки мяса. Обосновал он это тем, что арестанты должны жить не как царская семья, а как заключённые. Также запретил принимать еду из монастыря, разрешив только молоко. Ограничение коснулось и принятия ванн, Юровский аргументировал это тем, что для семьи не хватает воды. Комендант забрал все украшения семьи, оставив только часы Алексею и браслет Александры Фёдоровны.

Несмотря на все тяжбы и ограничения, семья оставалась крепка духом. Николай сильно увлёкся чтением, его супруга занималась рукоделием – плела кружева, дочки штопали вещи вместе с горничной. Цесаревич Алексей делал цепочки, если его не мучила болезнь. Семья была по-своему счастлива, но это продолжалось недолго…

В ночь с 16 на 17 июля 1918 года всех жителей ипатьевского дома разбудили красноармейцы, под предлогом того, что их перевозят в другой дом, по свидетельствам, они собирали вещи 30 – 40 минут. Николай нёс сына на руках, так как гемофилия давала о себе знать – у цесаревича сильно болели суставы. Семью собрали в подвале. После этого бывшей царской семье объявили об их расстреле. Всё произошло настолько быстро, что Николай только успел спросить «Что?». По некоторым свидетельствам, тех, кто не умер сразу, добивали ударами штыков.

Евгений Боткин, Иван Харитонов, Алексей Трупп, Анна Демидова.
Евгений Боткин, Иван Харитонов, Алексей Трупп, Анна Демидова.

Таким зверским образом была убита последняя царская семья. Вместе с ними расстреляли и их слуг, до последнего верных Романовым, – врач Евгений Боткин; горничная Анна Демидова; повар – Иван Харитонов; лакей – Алексей Трупп. Поварёнка Леонида Седнёва отослали из дома незадолго до расстрела, о его дальнейшей судьбе ходят противоречивые слухи.