Подковёрные интриги большого спорта
Василий Геннадьевич откинулся к спинке старого, видавшего виды кожаного кресла и крикнул:
- Валя, принеси ещё чаю!..
Потом, подняв к верху указательный палец, многозначительно добавил:
- Пожалуйста!..
Рядом с Василием Геннадьевичем его молодая супруга казалась дочерью. Я с удовольствием наблюдал за её ловкими движениями. Говорят, что женщины ищут в мужчинах прежде всего надёжность. Если это так, то Валя нашла своё женское счастье.
Василий Геннадьевич всю жизнь в бойцовском спорте. Заслуженный тренер России по самбо, судья международной категории... Лично знал Харлампиева!
Я слушаю его рассуждения о большом спорте, а сам осторожно перелистываю страницы раритетного советского учебника по рукопашному бою под грифом "только для служебного пользования".
- Ты думаешь в профессиональном спорте нам показывают честный бой? - вопрошает мой собеседник, - более чем в половине случаев исход боя решён до его начала. Для этого и существуют менеджеры и промоутеры. Боец - последнее звено в длинной цепочке заинтересованных лиц...
- А в любительском?
- В любительском? В любительском, конечно, проще, если речь не идёт об Олимпиаде. Но ты знаешь, среди опытных тренеров есть такая штука: они талантливых бойцов, перспективных натаскивают на заведомо более слабых.
- Это как?
- Ну, знаешь ведь как жеребьёвка проводится на соревнованиях? Вот, это же как выборы в России: вроде имеет место быть честная процедура, но и подтасовка не исключена. Перспективных специально ставят в пары с теми, кого они гарантировано победят.
- А смысл? Если они перспективные - пусть побеждают честно.
- И будут! И будут. Но чтобы Тайсон из робкого школьника стал монстром, с которым боялись выходить на один ринг, ему предстояло под руководством Дамато пройти серьёзную школу психической подготовки. Наработать опыт победителя, поверить в свой удар.
- То есть перспективный в физическом отношении боец, должен ещё и приобрести нужный уровень уверенности в себе, пройдя через ряд побед?
- В точку.
- И плевать, что это сомнительные, в чём-то иллюзорные победы, они всё равно делают своё дело?
- Плевать. Ты всё правильно понял.
Я всё правильно понял. Мозг можно обмануть довольно легко. Уверенность - это эмоциональный ресурс, который служит психическим обеспечением победы. И если для получения этого ресурса мозг можно обмануть, то почему бы этого не сделать? Именно так я и поступал при подготовке бойцов к турнирам по засечному бою.
Сломал руку, но сам не сломался
Когда Артём вспоминал драку после выпускного, то всегда смеялся. Если мне не изменяет память, там кому-то сломали о голову гитару. Артём занимался с боксом, поэтому с ударом у него был полный порядок. Но вот уверенность, по его словам, немного хромала.
- Понимаешь, драться-то я могу, но адреналин так захлёстывает, что вообще не соображаю, что происходит, и вроде как не контролирую ситуацию. Какая уж тут техника боя? Думаю, чувствовал бы я себя увереннее - всё было бы иначе.
С Артёмом мы использовали техники внушения, которые позволяют приобретать воображаемый опыт. Но ведь мозгу всё равно. Бессознательное верит рисуемой в голове картинке так же охотно, как и реальной. Нам не обязательно заниматься подтасовкой результатов жеребьёвки, чтобы дать возможность получить бойцу необходимый опыт победителя.
Я работал с Артёмом полтора года. За это время он собрал свой урожай золотых медалей, но, что куда более значимо, - опыт уверенных действий в условиях реального силового противостояния.
Однажды в схватке с двумя уголовниками, он сломал себе руку, но продолжил бой и одержал победу. Вспоминая те славные минуты, он говорил, что чувствовал себя настолько уверенно, что даже не возникало желания использовать оружия самообороны, хотя оно было при себе. Всё дело в том, что Артём многократно побеждал их в своей голове с помощью техник самогипноза.
Хотя сегодня Артём задумывается уже не о ратных победах, а о победах в деловой сфере. Думаю, и тут я смогу ему помочь. Уверенность - это универсальная штука. Где, как не в бизнесе и самореализации этот ресурс востребован?
Карьерные гонки на выживание
По-моему, Максим находился на грани депрессии, когда пришёл ко мне на собеседование. Просто так, с порога, я за людей не берусь: нужно сначала присмотреться к человеку, понять, готов ли он серьёзно работать.
Анекдот про психолога.
Сколько нужно психологов, чтобы поменять лампочку? Один, если лампочка готова меняться.
Максим был готов меняться. Он ходил в менеджерах среднего звена с перспективой повышения, но уже полгода сам себе выносил мозг, не решаясь постучать в кабинет к начальнику. А тут новое пополнение объявилось. Молодое, сопливое, но амбициозное. Пополнение много не сомневалось и довольно быстро научилось решительно стучаться к начальству. А пробивных начальство любит: пробивные могут энергично иметь тех, кто ниже и стойко переносить пендели, летящие сверху. Так, что Максим понял, что его скоро подвинут. А всему виной - его неуверенность.
Две недели. Ровно две недели нам понадобилось на то, на что он пытался решиться полгода. За две недели мы заложили новые шаблоны мышления и выдернули дремлющий в глубинах бессознательного ресурс уверенности. Через две недели ЕЖЕДНЕВНОЙ практики Максим постучался в кабинет к начальнику и получил своё повышение. А вместе с ним и блестящие перспективы носить штаны ширинкой сзади.
Впрочем, это его дело. А я, помимо гонорара, получил прекрасный опыт обкатки своих алгоритмов в мозгах повышенной тревожности.
Рудияр