Здравствуйте, уважаемые подписчики и читатели канала! Академик Владимир Михайлович Бехтерев прожил долгую жизнь. Он умер в 70 лет, и для 1927 г., когда он скончался, это было равносильно долгожительству. Однако обстоятельства, предшествовавшие смерти академика, сама его кончина и последовавшие за ней события были настолько странными, что о них стоит рассказать особо.
Царский генерал Бехтерев на службе у советской власти
После Октябрьской революции Бехтерев, уже известный в то время учёный, бывший генерал-лейтенант медицинской службы русской армии, создал в Ленинграде Институт по изучению мозга и психической деятельности. С мая 1918 г. до декабря 1927 г. он был его бессменным руководителем.
Учёного полностью поглощала научная деятельность, однако и радости жизни не обходили его стороной. В 1926 г. 69-летний Бехтерев вторично женился на Берте Гуржи, которая была его младше на 30 лет. Бехтерев был здоров, жизнерадостен, полон научных планов и собирался много и плодотворно работать.
Необычный пациент
В самом начале декабря 1927 г. Бехтерев выехал в командировку в Москву, где выступил с докладом на I Всесоюзном съезде невропатологов и психиатров, одним из председателей которого он состоял. Перед отъездом академик получил телеграмму из Лечебно-санитарного управления Кремля с просьбой прибыть туда во время нахождения в столице, чему имеется подтверждение в архиве музея В.М. Бехтерева.
Визит в Кремль состоялся 23 декабря, после чего Бехтерев поехал председательствовать на съезд. Пациентом ученого и одновременно крупнейшего невропатолога и психиатра своего времени оказался Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) Иосиф Сталин. Со времён царской ссылки у Сталина сохла рука, и Бехтерев был вызван для консультаций.
Неожиданный диагноз
Как пишет историк медицины, профессор А.М. Шерешевский, Бехтерев произвёл осмотр и обратил внимание "на аномальные личностные особенности своего пациента". Дальше обычно излагаются две версии случившегося.
Согласно первой, Бехтерев вышел из сталинского кабинета и в присутствии окружающих отчётливо произнёс: "обыкновенный параноик". По другим источникам, продолжает Шерешевский, будучи уже в Президиуме заседания съезда, на которое он опоздал, Бехтерев ответил на вопросы коллег словами: "Смотрел одного сухорукого параноика".
Две порции мороженного
Дальнейшие события разворачивались стремительно. После съезда Бехтерев с женой поехали в Большой театр смотреть "Лебединое озеро". В антракте Бехтерев съел две порции мороженного и со второго действия балета вынужден был уехать. На квартире, где он остановился, у больного открылся профузный понос. Для лечения приезжал "никому не известный" домашний врач, оказавший "неизвестную медицинскую помощь". На следующий день Бехтерев умер.
Подозрительная суета
Через считанные часы после кончины Бехтерева по личной просьбе наркома здравоохранения Н.А. Семашко на квартиру, где лежал покойный, был вызван его ученик А.В. Ильин, которому предложили сделать вскрытие черепа. Ильин заявил, что не является специалистом в области патологической анатомии, а уж тем более, судебной медицины. Однако "просьба" осталась в силе.
После извлечение мозга (Бехтерев сам завещал сохранить его для науки) тело было срочно кремировано. Клиническую картину болезни никто не исследовал. И это после того, как выяснилось, что мозг академика был абсолютно здоров.
Что не так с диагнозом "паранойя"
Внучка Бехтерева - Наталья Петровна - известный учёный и последователь своего великого предка, утверждала, что постановка диагноза "паранойя" Сталину её дедом является мифом.
В действительности, мы знаем только одно: Бехтерев ездил в Кремль осматривать Сталина. Шерешевский собрал свидетельства семи представителей научно-медицинской среды, общавшихся с Бехтеревым и знавших о его кремлёвском пациенте.
Что же касается диагноза "паранойя" (некоторые говорят о шизофрении), то даже Шерешевский, который глубже других разобрался в этой теме, не называет источников этой информации, а отделывается фразами "по одним сведениям", "по другим сведениям" и так далее.
Постскриптум
От себя добавлю, что для отравления ядом (в чём многие подозревают Сталина) НКВД потребовалось бы время. Всё-таки это "спецоперация", которую наскоро не организуешь. Одно дело "сварганить" яд (этого добра на Лубянке было навалом), а другое, куда его подсунуть. Разве могли "чекисты" знать, что в буфете Большого театра Бехтерев будет есть именно мороженное?
С другой стороны, а кто сказал, что причиной смерти стало отравление мороженным? Как говорилось выше, тело академика было спешно сожжено. А с ним и все концы брошены в воду. Последней точкой стал расстрел вдовы Бехтерева в 1937 году. Вдруг она могла что-то знать?