Наверняка Вы слышали об Эстонском проекте танка Type -X . Это скромная по габаритам боевая машина (в сравнении с танками), основанная на гусеничном движителе, и имеет типичную для ОБТ компоновку. Но есть принципиальная разница – экипаж не подразумевается вообще.
Type -X
«Тип Х» – не новая идея с точки зрения концепции. Её воплощают во многих странах, в том числе и в России. Современные технологии позволяют адаптировать дистанционно управляемые машины к автоматическим и полуавтоматическим калибрам. К последним относят орудия от 40-57 мм и до 73-90 мм (в зависимости от страны). Разумеется, полуавтоматический калибр, это условное название и речь идёт исключительно о вооружении БМП, некоторых ББМ и им подобных разработок.
Type -X это не просто танк, а универсальная, дистанционно управляемая тяжёлая гусеничная платформа (по меркам беспилотных бронеобъектов). Назначение платформы двойное и может нести как гражданский, так и военный характер.
На данный момент, представлены две модернизации с немного разным модулями – автоматической пушкой калибра 20-25 мм и её продвинутая версия. Отличия заключаются в башне, её начинке и защите. Корпус проходит ходовые испытания, а силовая установка представляет собой дизельный мотор с электромеханической коробкой передач. Максимальная скорость составляет 80 км\ч. Масса шасси около 15-18 тонн, а запас хода – 600 км.
Плюсы и минусы
Разумеется, подобная техника имеет ряд проблем. Без разницы, это «Уран-9», GCV или Type -X . Ключевой вопрос – дальность действия и защита от различных помех. Потеря связи по причине технической неисправности, погодных условий или из-за систем РЭБ потенциального противника уже не принципиальны. Есть вопросы с электроникой и её защитой, так как машины не обкатанные, есть проблемы с боевой эффективностью и применением в целом. Кроме того, на современном этапе, дистанционно управляемые танки не выдерживают отдачу крупных калибров. Даже 100 и 105 мм пушки могут стать источником технических неисправностей в следствие отдачи.
Однако преимущества, которые связаны с переходом на дистанционное управление перевешивают многие минусы. Самый главный – отсутствие экипажа. Уменьшенные размеры и как следствие вес. Это позволит удешевить стоимость платформы. Однако, это не говорит о меньшей стоимости одной боевой единицы. Причина – электронные средства для выполнения команд оператора, большее количество приборов наблюдения и датчиков.
Беспилотные танки в наши вполне реализуемы. Это доказали, как в России, так в США и даже в Эстонии. Свои разработки имеют многие другие страны. Однако их появление в серийном порядке не произойдёт в ближайшее десятилетие, а равноценные по огневой мощи ныне массовым ОБТ могут не появиться в ближайшие пол века.