Недавно встретил товарища, который когда-то работал в моем магазине. Ему в какой-то момент ужасно надоела наша рабочая рутина, он решил уволиться и начать всё с #с чистого листа на новом месте.
Впрочем далеко уйти не получилось: он вновь выбрал сферу розничной торговли, устроившись консультантом в магазин по продаже продовольственных товаров, с акцентом на горячительные напитки. Там, мол, и карьеру обещают, да и платят значительно больше.
При встрече я сразу обратил внимание, что вид у него был так себе: мешки под глазами, бледное тусклое лицо, какой-то весь растрёпанный и уставший... "Ну, стандартный набор женатого человека, который целыми днями на работе" - подумал я.
Разговорились. Я рассказал, что изменилось у нас, друг - как у них. Зашел разговор о штрафах на рабочем месте и мой товарищ выдвинул тезис, что в большинстве розничных магазинов камеры наблюдения на самом деле устанавливают не для того, чтобы ловить воров и обеспечивать безопасность точки в целом, а для того, чтобы следить за куда более "опасными" для магазина сегментами - собственными продавцами.
По его словам, эта правда открылась ему на новом рабочем месте. И вот какими доводами он свою позицию объяснял:
За два года работы ни один вор не был задержан благодаря камерам
Камер в его магазине достаточно много - 11 штук на 25 квадратных метров - по обратную сторону которых якобы перманентно сидят "сотрудники безопасности".
Охранников в магазине нет, что вообще странно, учитывая маргинальный контингент, который часто посещает "алко-магазины". Начальство считает нецелесообразным платить охраннику, ведь "и так на смене работают четыре сотрудника, которые за счет количества смогут отпугнуть потенциального воришку", к тому же по их логике вид огромного числа камер также нивелирует желание красть.
А в реальности получается, что воруют в магазине постоянно, сокрушается мой друг.
"В конце каждой недели проходит инвентаризация, на которой постоянно всплывают недостачи на 5-15 тыс. р. Но начальство не считает, что виной этому кражи и отсутствие охранника в зале. Они говорят, что камеры фактов кражи не выявили, а недостачи происходят из-за нашей невнимательности при приеме товара во время поставок".
Друг рассказал, что они и его коллеги даже непосредственно видели момент кражи, но он - щуплый 22-летний пацан, а его коллеги - три хрупкие девушки. Ну что они могут предъявить выпившему 40-летнему здоровому мужику?
Они, конечно, нажали "тревожную кнопку", но горе-охранники ехали 12 минут (хотя по договору обязаны приехать в течение семи). Конечно, вор давно уже просто спокойно ушел как ни в чем не бывало. Да, потом по камерам зафиксировали факт кражи, и конкретно в этом случае товар был списан с магазина и продавцам из своего кармана стоимость украденного товара компенсировать не пришлось.
И подобных случаев было масса, когда какой-то подозрительный тип "тёрся" у полок. Ну не будешь же каждый раз нажимать тревожную кнопку, когда тебе что-то там кажется? Тем более, что служба безопасности никогда не приезжает по таймингу.
Кстати, интересный факт. Даже если вы в состоянии задержать воришку, стоит дважды подумать о целесообразности этого.
Действия, совершенные во время "гражданского ареста" в России, могут попасть под статью 288 или 114 УК РФ, а именно "присвоение полномочий правоохранительных органов, которые повлекли существенное нарушение прав граждан" и "причинение пострадавшему лицу тяжкого либо среднего вреда при превышении мер необходимой обороны" соответственно.
Бывали случаи, когда действия при гражданском аресте и вовсе попадали под ст. 206: задерживающие преступника лица обвинялись в захвате его как заложника(!!!).
По этим статьям можно присесть в тюрьму от трех месяцев (288) до двух лет (114). Ну а если ваши действия будут трактоваться как "захват заложника" , то срок может быть и вовсе зашкаливающий. Хотя это, конечно, фантастический вариант.
>>>Читать: Самый дурацкий тип покупателей.<<<
Больше всего мой друг негодовал из-за того, что фирма так легкомысленно относится к своей системе безопасности:
"Зачем они установили столько камер, если ими не пользуются для поимки правонарушителей?" Скорее всего потому - сам же ответил он - что фирма в общем-то ничего не теряет: всю стоимость украденных товаров компенсируют из "серой" части з/п сотрудников ("белая" штрафоваться не может). А если убытки компенсируются, зачем тогда модернизировать систему?
Но это еще полбеды. В пользу того, что камеры используются не по формальному назначению, друг привел и другой довод:
Постоянные штрафы продавцов. По поводу и без повода
И если на нарушителей правопорядка в магазине сидящие по ту сторону камер не реагируют практически вообще, то на "косяки" своих продавцов - очень даже оперативно:
Пришел на работу не в форме? - "безопасники" звонят и накладывают штраф в 500 р. Опоздал на 15 мин? - 300 р. Сидишь в соцсетях на рабочем месте? - 400 р. и т.д. У них есть даже список возможных нарушений и "прейскурант" по ним. Всего где-то около 20 разных позиций
Ни о какой зарплате в 50-60 тыс. рублей, о которых говорили на собеседовании, получается, не может быть и речи. К тому же "белая" часть з/п и вовсе не сильно превышает прожиточный минимум и составляет около 20 тыс. рублей.
Что это значит?
А то, что теоретически почти 2/3 обещанной зарплаты можно вполне легально сотруднику не выплачивать под предлогом штрафов или покрытием расходов из-за недостач по инвентаризации, как в случае моего друга.
Мне было интересно, какой максимальный штраф был в их магазине? - 5 тыс. рублей за раз, отметил друг. Такие санкции получила его коллега, когда не вышла на смену по неуважительной причине.
В конечном итоге, несмотря на то что его зарплата теоретически превышает ту, которую он получал в нашем магазине почти в два раза, по факту получается такая же или даже меньше. В среднем в месяц на штрафы и возмещения по недостачам может уходить до 15-17 тыс. "Хорошим" считается месяц, когда з/п урезали на 6-7 тыс., но это редкость.
Самое неприятное в таком ритме работы, отмечает друг, что ты все время из-за этих камер как будто бы находишься под надзором Большего Брата. От этой оруэльской реальности развивается неподконтрольное постоянное чувство слежки, беспокойства, паники и т.д. Нервы просто расшатываются.
>Читать: Обязан ли продавец складывать товары покупателя в пакет?<
В конце разговора друг признался, что сожалеет о том кардинальном решении сменить карьерный вектор и уйти от нас. Зря, говорит, искал от добра добра, но в целом мне показалось, что он смотрит на этот опыт позитивно, и сейчас планирует увольняться из уже ненавистного магазина и искать другие варианты.
И то ли в шутку то ли всерьез он добавил, что как уволится - кинет анонимку на свою фирму в Роспотребнадзор за постоянные штрафы, вмешательство в личное пространство сотрудников и серую з/п...
***
Не забудьте подписаться на сам канал "Магазин зоотоваров", если вам понравилась статья. Возможно, вы найдете для еще много интересного!