В советское время цензура определяла судьбу произведений искусства. О многих общественность узнавала через годы после создания. Были случаи, когда судьба культурного объекта зависела от перемены политических настроений.
«Первое появление В.И.Ленина на заседании Петросовета в Смольном 25 октября 1917 г.» (Константин Юон)
Константин Юон написал первую версию картины в 1927 году. Первоначально людей, окружавших Ленина, было значительно больше. Речь Ильича по случаю установления советской власти слушали все основные сподвижники.
В новом варианте картины, написанном в 1935 году, людей вокруг Ленина убавилось.
В переработанном произведении не видно Антонова-Овсеенко, Каменева, Рыкова, Троцкого. К 1935 году их признали врагами народа и приговорили к высшей мере наказания. Константин Федерович опасался такой же участи. Так несколько человек с картины исчезли.
Изменения коснулись и внешности Сталина. Он стоит за спиной Ленина в президиуме. Сначала будущий «Вождь народов» имел размытые очертания, сходство лишь угадывалось. В варианте 1935 года Сталин изображен четко, крупно и первым среди группы соратников Владимира Ильича.
«Вожатая» (Вячеслав Мариупольский)
Юная вожатая, полная идеалистических устремлений, рядом с портретом вождя — такой предстала картина Вячеслава Мариупольского в 1949 году. Партийное руководство высоко оценило произведение искусства, и живописца соцреализма наградили Сталинской премией.
Однако в конце 50-х годов, когда Хрущев развенчал культ личности Иосифа Виссарионовича, Мариупольский обновил полотно.
Вместо портрета Сталина теперь можно увидеть Ленина. А чтобы снизить политизированность картины, географическая карта на стене заменена на абстрактное изображение.
«Прием в комсомол» (Сергей Григорьев)
Картина 1949 года стала всенародно известной и любимой. Художник изобразил будущее партии — юных комсомольцев. С романтичностью (ландыши на столе, добрые лица комсомольцев) соседствует сосредоточенность и политический подтекст. За без пяти минут комсомолкой наблюдает не только седовласый мужчина, но и сам Сталин. Его бюст занимает одно из центральных мест на полотне.
В 1958 году Григорьеву дали понять, что «Вождь народов» лишний. Художник не стал переписывать полотно. Он просто закрасил бюст. Сталин ушел, но партия осталась.
Хотите узнавать больше любопытных фактов? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал.