Долго предисловить не буду. Тема очень обширная и злая. Брюзжать изволю и желаю. Патриотам, не знающим, что такое настоящий патриотизм, — сей материал категорически не рекомендую.
Итак, признание казачества, как исторического и социального явления, сословия, реальной политической и военной силы — было принято царской власть… сквозь зубы. Как неизбежность. Не замечать дальше эту вольницу было крайне опасно в XVI веке. Они, без всякого стеснения, уже могли представлять геополитическую силу. Дав казакам право на законное, юридическое существование, нужно было как-то сохранить царственное выражение лица. То есть, «правильно» объяснить историю, сам факт появления казачества. «Казенного».
Схлынула Смута, отгремели многие войны, Царство стало Империей. Рукава сюртуков ученые люди закатали куда выше локтевого сгиба, начали работать. Множить самые различные теории происхождения этого явления. Первоначально задача была примитивной: втолковать обществу, что казаком при жизни стать нельзя, им нужно родиться. Их особое положение в обществе — сцепка исторических факторов трудных времен становления абсолютизма.
Казаки находятся вне традиционной плоскости устройства социума (самодержавного и крепостнического). Их традиции — не исторический путь Руси. Они — несчастные изгои Смутного Времени, взбунтованные нехорошими людьми. Потом очнувшиеся, возжелавшие справедливого «царя». Рюрика нового, на свою чубатую голову, ага. Потому как у них нестроения всякие, порядка нет, знакомая молитва. А Родину защищать нужно. Кушать и спать не могут спокойно, пока не решат геополитические проблемы русские. Басурман не порубят в окрошку. Веру православную от поганых грудью не прикроют…
Зародился хитрый идеологический конструкт. Великая Российская Империя предстала в исторической литературе — как равновесная система. С одной стороны: централизованная власть аристократии, с вбитым в полное ничтожество крепостным людом… С другой: какая-то общинная демократия казаков на украинах. Свято преданная самодержавию, на службу сама напросившаяся. Ярая защитница трона и православия. Посередке этого балагана торчит «пуп земли» с имперскими регалиями. Вуаля, картина маслом, отсылаем заказчику. Нехай изучают…
Современность.
Тоже недалеко уковыляла от прежних идеологических штампов. Если совсем обобщенно посмотреть на бурное кипение исследовательских мыслей, видятся два мутных потока. Не сказать, что бездарные, лживые, Госдепами и Кремлем проплаченные. Просто идеологией воняют, как бомж в теплотрассе.
Первые умники пытаются выделить казачество в отдельный этнос. К русским не имеющим никакого отношения. Так, соседи. Хлопы да смерды. Под это очарование, к великому стыду аффтора, попали многие родовые казаки. Даже в родной станице повылуплялись за последние три десятка лет… адепты «пятой графы», ага.
Руки не подают космополиту, покорному вашему слуге. Допёк своими полиэтническими, причинно-следственными, надсоциальными… объяснениями. Когда на Донбасс ехать тихий клич бросили… не, это не любо. На старшину кивают погонную: мол, барин из Кремля не велит. Войсковые полковники в нети подались… тю, в дуроскопы. С душещипательными интервью про сбор валенок, памперсов и консервов. А поехало… из наших, потомственных — аж целых три добровольца: полу-татарин, башкир чистопородный и ... еще один умник, которому дома не сидится. Не навоевался, ага.
Но немало интересного в таких «национальных» исследованиях, буду взвешенным все-таки. Хоть душок сепаратистский стоит крепкий, временами — националистический, до угара. Что к воинскому сословию многовековому отношения не имеет, даже близко не стояло. Туда же капают слёзы о тяжелой судьбе, плановом геноциде, затирании славных традиций целого народа… Заговор «известно кого», мстящего за погромы и обиды со времен шинкарей Тараса Бульбы. Тьфу…
К чему это может привести? К большой печали. Для действительно настоящей истории казачества. Не тянет уже в строй к ряженым презирателям «холопов», сепаратистки мыслящим. Если вы нация, народ — займитесь. Есть ЮНЕСКО, мировые институты права, ступайте с доказательствами и обоснованиями, работайте планомерно. Не любо? Или в глубине души подозреваете, что ложь это? Не можете четко сформулировать национальную идею — ступайте степью, не морочьте голову.
Один раз уже казачки продались, став беями, дворянами, да шляхтой. «торговыми казаками», «лучшими людьми» с образовательным цензом. «Милостью государевой», ага. За реестр биться будете, особое сословное и национальное признание? Это чертовски выгодно, не спорю. Земельку попросим, что нашей «национальной» кровушкой полита. От Волги — до Тихого океана. Московию в прежние границы — любо! Ну так работайте.
Второй поток сознания —
кондовенький, казенщиной отдает еще царской. Там рулят несколько теорий, из которых наружу торчит показная «русскость» (украинность, белорусскость) казачества. Очень академическая, понятная, стройная точка зрения. Здесь великодушно не исключаются некоторые элементы инородного вмешательства. Подробно расписано: сколько слов, обычаев, традиций, культуры — позаимствовано у тюрок, персов, народов Кавказа, бесчисленных азиатских этносов.
Если нужно что-то справочное посмотреть, к такой литературе обращаюсь. Очень дотошно все исследовано… три века календарных. Но корежит тоже. От неприличного крена в сторону великодержавности и исключительности русского народа, Проханов отдыхает в своих осаннах. Дело полезное, национальное самосознание, ага. Но не казачье это… Против духа и древнего вольного уклада. Самой истории. Сколько русской и славянской кровушки пролили чубатые молодцы? Подозреваю, никак не меньше турецкой или татарской…
Здесь дорожка тоже скользкая, лживая. Перетирая сотни фактов, всегда само собой разумеющимся считается: казаки добровольно, с радостными «любо!», великой охотой подчинились царской власти. Мало того, весь их исторический путь — это трудная дорога к официальному признанию. Сотни лет именно о таком счастье мечтали. Добивались. Дождались того момента, когда «русские цари» появятся, вместо «поганых татарских» нехристей. Князьям невместно было подчиняться гордым чубатым «лыцарям», ага..
Зияет в этой теории огромная дырища. Казачество охотно признавали любые другие страны. Они сами с величайшей легкостью нанимались к кому угодно, хоть к чёрту. Уход в Турцию казаков Кондрата Булавина помните? Как после его убийства предателями, атаманом стал казак Игнат Некрасов? Сколько лет «некрасовцы» на чужбине лямку тянули? Два с половиной столетия, назад не торопясь.
Сохранили на туретчине незамутненные традиции воинского сословия. Соскучились по березкам, взад вернулись? Нет, их воинскую честь османы оскорбили. В обычную регулярную пехоту стали забривать… «Мухаджиров» (принудительные переселенцы для исламизации) толпами в станицы подселять стали. Невместно, не любо!
Никогда казачество не могли подчинить силой. Только тотальное уничтожение проблему могло решить. Или предложение службу нести по ряду-договору. Желательно, с очень широким толкованием оного. Цари умно поступили, окоротив казачью вольницу. На контрасте с остальным простым и бесправным людом — поводок чуть удлинили, старшину скупили на корню, харч посытнее насыпали. Но «налог кровью» требовали строго. Такое любо?
Еще одну целенаправленную попытку
объяснить загадку происхождения казачества предприняли ясновельможные паны. И польские историки. У этих чешется-зудит не переставая. Потратив уйму времени на переводы …авторитетно заявляю: всё крайне поверхностно. Как эта статья. Сплошные эмоции, ярлыки, отсутствие историографии и источников. Что-то внятное только в анализе Смутного Времени проглядывается. В попытке объяснить решающую роль казачества в становлении Лжедмитрия.
Анекдот исторический из-за Вислы хотите? Почитав тамошних историков, с большим уважением стал относится к Носовским, Фоменкам и Чудиновым. Они просто «Большая Советская Энциклопедия», если в сравнении… Первыми исследователями казачьего этногенеза были в XVII веке поляки Пясецкий и Коховский. Они доказали, что казаками (коза-ками) назывались странные русские воины, «которые на своих лошадях были быстры и легки,… как козы».
В XVIII веке прародители лингвистической «теории Задорнова» тоже начали упражняться со словом «казак». Применяя не очень умные методики внешних филологических маркеров. Признаюсь, даже проверял что-то. Особенно после трудов Ригельмана, который выводил «казаков» от «хозар-хазар».
Другой историк, доставший всех до печенок, — Ян Потоцкий, был уверен: это потомки косогов, переселенных великим князем Мстиславом Владимировичем на Черниговщину в XI веке. Хотя творчество пана Потоцкого весьма спекулятивно, но здравое зерно в его мыслях есть. При полном отсутствии аргументации, увы…
Некоторые ясновельможные паны прониклись уважением к казачкам. Польский хроникер Мартин Бельский (его дядя был первым старшиной в казацком войске в начале XVI века) размышлял над вопросом происхождения. Уверенно вещал: казачество выделилось из простого народа, благодаря особому умственному складу, волевому характеру казачьей потомственной старшины и … природным условиям жизни. Прям Лев Гумилев в жупане, не? Хотя истина там просматривается.
Идеи пана Бельского развил француз Гийом Боплан, военный инженер и картограф на польской службе в 1630-ых годах. Казаков почти боготворил… Подозревал, сечевики — некий рыцарский орден. На эту удочку поймалось немало наших и свидомых историков современности. Тоннами пишут, взахлеб.
Бедолаги, хочется напомнить только… Рыцарский орден создается под конкретную цель. В рамках ее существует. Обвешан регалиями, понятной или мистической атрибутикой. Централизован до изумления, имеет сложную иерархию подчинения и руководства, располагает солидными материальными средствами и спонсорами, активно ведет дипломатическую переписку, фиксирует каждый шаг в отчетах, хрониках и летописях.
Прям всё, как у казачин… ага. Что за Орден мог быть? Правильный ответ — «Айда за зипунами!». С водоплавательным филиалом: «Сарынь на кичку!». А из дипломатической деятельности — известно это:
Правильная версия
происхождения казачества почти пуста толковыми исследованиями. Обязательно умных людей заносит. В крестоносный Орден вляпаешься, в самураев, брахманов кровожадных, военную касту «Великой Тартарии». В какое-нибудь величие «национальное». Каждый автор подверстает стопку аргументов, временами толковых. Но впадая в грех противопоставления — целостность картины рушит, политикой смердить начинает тема.
Причины грусти объективны. Казачкам во все времена было глубоко начхать, что про них пишут. Даже во времена царской России, когда историю их совсем недавних походов и свершений перевирали безбожно. Получился разрыв исторической материи. Она разделилась на две эпохи. «До» признания казачества русской властью, и «после»
В первом «наперстке» — звенящая пустота и тысячи спекуляций. Во втором — тошнотная пропаганда, щедро сдобренная молитвами и слащавой патетикой, гипертрофированной героикой. Но есть и документики, договоры, дипломатические пересылки, нормативные акты. По которым легко сделать правильные исторические выводы. Не сегодня, статей много будет — успеем.
Хотя… имей казачки собственную писанную историю, их цари в жизнь не признали бы, даже по приговору Страшного Суда. Что до Бориса Годунова было — мгла времен. Думать разрешено: про другой этнос, заблудший осколок русского мира, толпы вооруженных до зубов холопов, про инопланетное древне-арийское что-то там…
Всё прозаично. Повинна неистребимая природа человечества наделять исторических персонажей и события гипертрофированными чертами. Казаки стали сейчас красочной афишкой, «богатырями», «апостолами-защитниками». Зачем ползать по страничкам европских рыцарских романов, когда своих Иванов, Тарасов, да Игнатов пруд-пруди, складировать некуда. Вот и вылезла лубочная картинка «лыцарства». С благородством клуба джентльменов, суицидальной готовностью к самопожертвованию и патологической склонностью к защите веры православной. Осадите немного, ряженые реконструкторы. Стыдоба!
Если уж говорить о происхождения казачества, сначала нужно выйти за рамки национализма. Курам понятно — это не народ, не этнос. Это всегда было вольное сообщество вооруженного народа, как ртуть изменчивое. Приспосабливающееся к любым условиям: военным, политическим, социальным.
Потом обманом, хитростью, подкупом, силой, принуждением — загнанное в воинское сословие, как стадо баранов. Корни национальные тут искать? Начните с дворянства сначала. Много в «Бархатной Книге» потомственных славян от Рогволда Полоцкого найдете? Или от древлянского князя Мала? О тож… Седьмая вода на киселе: фрязи, тюрки, аланы да непонятного происхождения Рюриковичи. Но к ним вопросов не возникает почему-то.
Свидомые упражняются вообще до безобразия толсто. Запорожцы Тараса Бульбы… оказывается, не ровня каким-нибудь угро-финским «москалям» с «холопским беглым казачеством». Древние арийцы, почти потомки самого Рамы. Малиновый цвет прапора запорожцев ведет свое начало не от польского знамени из первых «клейдонов», подаренных Стефаном Баторием в XVI веке. А от цвета шелковых одежд касты кшатриев «Ригведы». Тьфу…
Выводы короткие.
Шопенгауэр говорил:
«Самая дешевая гордость — это гордость национальная. Она обнаруживает в зараженном ею субъекте недостаток индивидуальных качеств, которыми он мог бы гордиться».
Диагноз для нашего времени, раковая опухоль коллективного сознания людей. Читающих через эти уродливые линзы страницы истории. Деление на «хорошие» и «плохие» народы, правильные и не очень, героические и так себе.
«Культурные» битые европцы фыркают на «диких азиатских русских», арабов и персов вообще за людей не считают. Добрая примета, по которой отличаешь паскудную брошюру от научного исследования. Удивительная штука, но беспристрастная История всегда дает исчерпывающие доказательства равенства наций. За что ей поклон…
Так произошло и с казачеством. Думаете его большевики извели? Ошибаетесь. Они просто разрушили военизированную государственную структуру обслуживания интересов монархии. Сословие феодальное, которое только благодаря непрерывным войнам и огромным границам Империи столь долго задержалось на исторической сцене. Стало в большинстве своем — ручным. Погоны нацепило.
Казачества вольного там не на понюх оставалось. Образцово-показательный род войск. Геройский, боевитый, умелый, злой до драки, цепляющийся за лоскуты былой свободы в виде станичного самоуправления. С непомерным гонором, претензиями на исключительность, презрением к обычному люду. Любо? Не сужу, жизнь так сложилась.
Ну и личное. Казачьих корней своих держусь крепко, родословную за дюжину колен в красках помню. Легенды семейные. Как от городка Касимова до берегов Амура три века предки землицу топтали. Чинов никогда не имели, православие семейной традицией не сделали. Помню присказку казачины-деда, провожавшего в армейку: «Держись от полковника подальше, он кум исправнику».
Тогда не понял смысла. Позже — да. С осознанием, когда именно настоящее казачество умерло. Разбойное, вольное, опасное, любую власть презирающее. Светскую или церковную. Вот это — любо!
Продолжение следует, конечно…
Читайте по теме: