Михаил Михайлович Голицын-старшийсчитался одним из лучших, если не лучшим военачальником Петра Великого. Голицын, отличавшийся редким умом и военными доблестями, стал одним из «архитекторов» победы над шведами в Северной войне, длившейся 20 лет и закончившейся поражением Швеции. Полководец обладал редчайшим качеством: он умел обернуть любую сложнейшую ситуацию на поле боя в свою пользу и одержать победу
Зима 1714 года выдалась на редкость снежной, что значительно осложняло ведение боевых действий как с одной, так и с другой стороны. Безусловно, снегопад не был катастрофой для воинов, как сейчас для коммунальных служб, но определённые сложности всё равно были.
Наглые русские
Однажды аккурат неподалёку от финской деревни Лаппола войска генерал-фельдмаршала Голицына встали фронтом перед превосходившими их численностью отрядами шведского генерала Армфельда. В лобовой атаке у русских военных практически не было шанса одержать победу, и русский полководец решил направить в тыл шведам отряд драгун. Русские бойцы без шума и пыли обошли противника, заняли оборону в тылу шведов, соорудили укрепления и приготовились отбивать атаки неприятеля. Шведский командующий Армфельд немало удивился, обнаружив у себя с подветренной стороны наглых русских драгун, и в бешенстве приказал немедленно атаковать и разбить русский отряд. Шведы, возможно, неточно расслышав приказ командира, вместо этого разбили лоб об укрепления русского отряда и были вынуждены отступить. Офицеры Голицына, воодушевлённые неожиданной победой, наперебой начали советовать командующему перейти в контратаку и догнать шведские отряды, чтобы, разбив силы противника, закрепить успех. Но Михаил Михайлович приказа наступать не отдал, а наоборот, запретил своим войскам покидать оборонительные позиции, чем ввёл в некоторое замешательство русский штаб.
Глубокий снег
Бойцы Армфельда, наскоро зализав раны, предприняли вторую попытку атаковать русские оборонительные заграждения и снова, получив по шапке, были вынуждены вернуться ни с чем к своему командиру — драгуны Голицына уверенно держали оборону. Некоторое время спустя захлебнулась и третья атака шведских отрядов, и только после этого Голицын отдал приказ перейти в контрнаступление и добить врага.
Русские войска без особых усилий справились с превосходящими их по численности силами шведов. Вслед за драгунским авангардом по утоптанному неприятелем полю в атаку направилась конница и беспрепятственно разгромила вконец деморализованного несколькими поражениями и уставшего неприятеля.
Штабные офицеры начали расспрашивать Голицына, к чему было так долго ждать и переходить в наступление только после третьей шведской атаки. «Снег глубок, — отвечал Голицын, посмеиваясь, — пускай шведы туда-сюда побегают, снежок утрамбуют». Помимо снеготрамбовки для русского наступления, шведы в своих переходах по сугробам настолько измотали себя, что сил дать достойный отпор русским войскам у них уже не оставалось и пришлось сдаться на милость Голицына. Так военная хитрость и русская зима одержали славную победу над шведами, а Финляндия на нанесколько веков вошла в состав Российской Империи.