Вот так сидишь, зимуешь, никого не трогаешь, и вдруг жизнь дает понять, как мучительно далек от нас грибной сезон. В комментариях к статье о грибных мифах Ирина Павленко рассказала о дальневосточном грибе из рода тилопилов, который вылитый из себя боровик бронзовый, даже красивее, и при том жутко горек. А я, представьте, и бронзовый-то никогда не находил. А уж нарядные тилопилы далеки от наших меридианов, как будущее. А я тут сижу по уши в сугробе и просвета не вижу. Ну ничего - нам тут тоже есть чем похвалиться! Если порыться как следует в архивах.
Было бы непросто объяснить человеку, обращающемуся к грибам лишь в кулинарном смысле, что такого интересного в тилопилах, тем более жутко горьких. "Это как борщ". В смысле, не совсем. Смотрите, вот есть группа больших красивых трубчатых грибов - болеты, боровики. Это раз. (С научной точки зрения это давно уже не один род, а несколько, но ладно, положим.) И смотрите - есть другая группа больших красивых трубчатых грибов - обабки (подберезовики, подосиновики). Это два. Не надо быть большим ученым, чтобы ощутить между двумя этими группами четкую разницу.
Так вот, где-то в природе существует еще и третья обширная группа больших красивых трубчатых грибов. Тилопилы! Где-то, но не у нас. В Северной Америке, на Дальнем Востоке - сколько угодно. А до центра нашей великой страны кое-как дополз лишь один представитель этого славного рода - да и тот совершенно унылый желчный гриб, горчак (Tylopilus felleus). Надо же - из всего множества сбылось именно это...
Впрочем, не будем забегать вперед. Ладно, тилопил у нас один-единственный (зато настолько горький, что все остальные по сравнению с ним просто Пешковы). Но у столичных грибников своя горечь!
1. Горькие и вкусные
В старых советских справочниках, припорошенных пеплом печали по навсегда ушедшему прошлому, можно встретить упоминание перечного гриба, "несъедобного по причине горького вкуса". Подобные встречи меня всякий раз удивляли, пока было живо трепетное отношение к печатному слову.
Перечный гриб (Chalciporus piperatus), небольшой трубчатый, напоминающий козляк, только красивее и не такой назойливый, был в окрестностях моей дачи самой заурядной находкой. Козляки - и те попадались реже. Перечных, особенно в пожилых еловых посадках, набрать было очень просто. Небольшой, но очень ладно сложенный гриб, похожий на крепко сбитый моховик, никогда не бывал червивым и не подвергался атаке нарочитого гипомицеса, мигом превращающего моховики в белые плесневелые изваяния. Собирать "перечники" было одно удовольствие.
Не раз мне удавалось нарвать их столько, что можно было приготовить их отдельно и оценить степень несъедобности всей семьей. Возможно, человеку, не переносящему блюд острее редиски, это показалось бы чересчур. Ну а на наш вкус это были просто перченые, причем без особого фанатизма, маслята. Прелесть.
Прошли годы. Теперь я собираю грибы совсем в другом месте и встречаю "перечники" пару раз за сезон. Интересно, что на самом деле их там не один вид, а несколько разных; различаются они и по окраске гименофора, и по степени перчёности. Может быть, есть и по-настоящему острые, как кайенский чили? Вот бы попробовать.
2. Горькие и гнусные
Перечный гриб способен украсить собой любое блюдо (хотя бы как ерш - уху), а прочие наши горькие грибы способны, напротив, испортить что угодно, подобно ложке... ну, скажем, дёгтя. Кто не сталкивался с тем, что один-единственный небольшой гриб испортил целую сковородку жаркого, тот не изведал все грани огорчения.
Желчный гриб, единственный наш тилопил, является самым коварным и самым безобидным представителем этой когорты. Ошибаются с ним все - но только один раз. Организм, отведавший отвратительной желчной горечи, сам сигнализирует об угрозе, едва завидев характерную шляпку на желтоватой ножке. Он сердцем чует, его не проведешь.
Обитает желчный гриб преимущественно в сосновых лесах, хотя, по документации, может образовывать микоризу и с широколиственными деревьями. Издали похож и на белый, и подберезовик, но растет как-то не так, не в такой манере - жмется к стволам деревьев, порой может даже взобраться на трухлявый, присыпанный землицей пень. Вблизи - чистый гибрид: ножка "в сеточку", как у белого, но сеточка бурая на желтой поверхности. Трубочки, чуть розоватые в молодости, при созревании спор приобретают неприятный серо-розовый окрас. Мякоть на срезе очень чистая и какая-то, что ли, "салообразная". В общем, описать трудно, а нарвавшись раз-другой на огорчение, запомнить на удивление легко.
Второй наш горький "боровик", забирающийся в последние годы всё дальше на север, к заморским тилопилам отношения не имеет - наш гриб, доморощенный, просто южанин по своей природе. Раньше он относился к тому же роду, что и наши белые, теперь его зовут болет укореняющийся или коренастый (Caloboletus radicans). Род Caloboletus был создан специально для экстремально горьких "боровиков"; латинское греческое слово не несет оценочного характера и лишь указывает на особую красоту этих грибов.
Наш "коренастый", впрочем, на красавца не тянет - размером максимум что с польский гриб, сам какой-то грязно-желтый, и трубчатый слой некрасивый, с грубыми неровными порами. Неаппетитно. Хотя, признаться, однажды я на него нарвался в плохом смысле. И не я один.
Но как красив этот гриб в своей родной среде! Дымчатая шляпка, лимонно-желтая ножка, такие же поры... По мощи телосложения даст фору любому нашему боровику. Надо полагать, грибникам юга России должно быть в десять раз обиднее нашего, что этот гриб несъедобен. До нас-то он добирается только в унылом карликовом виде, и то...
А ведь в роду Caloboletus такой он не один! Там же, на юге, как и в центральной Европе, попадаются еще несколько видов красивых болетов, огромных и горьких. Самый красивый из них - боровик красивоножковый (Caloboletus calopus), монументальных размеров гриб с ярко-красной, действительно красивой ногой и таким же лимонным гименофором.
Не исключено (а я бы сказал, что очень вероятно), что очень скоро до наших подмосковных широт доберется и этот замечательный, совершенно несъедобный гриб. То-то будет огорчений!
Хотя, глядя на его "коренастого" собрата, прогноз по части "замечательности" можно скорректировать в сторону уменьшения. Доберется до нас какой-нибудь корявенький моховичок - такой, что и на предмет горечи его никто не попробует. А может, уже?..
...Вынужден признать, что идея красивых горьких до несъедобности трубчатых грибов вызывает у меня какие-то смешанные чувства. Есть в этом что-то глубоко обидное и в то же время интригующее. Будто природа закрывает дверь перед нашим носом, а сама там занимается непонятно чем. Как полагаете?