Найти в Дзене

Ржавые болты, гайки: как демонтировать окислившиеся резьбовые соединения

Оглавление

Рукастые владельцы личного автотранспорта, велосипедисты, неуемные дачники, которые постоянно чем-то заняты на собственном участке, не говоря о сантехниках, слесарях – все сталкивались с назойливой проблемой, как отвинтить заржавевшую гайку или болт.

Порой титанические усилия заканчивались безрезультатно – окислившиеся резьбовые соединения просто не хотят демонтироваться. Нервы, психи, иногда пара-тройка стаканов горячительного. И в конце концов радикальный способ – срезка заржавевших болтов болгаркой.

Хорошо, если надо разбирать какую-то металлическую конструкцию, в которой можно дополнительно просверлить отверстия для крепления. А если проблема возникла в узле двигателя автомобиля, кузове или вентиле смесителя ванной комнаты? Особо болгаркой или зубилом с молотком не помашешь, так как вероятность разгромить полмашины или полванны очень высока.

Предлагаем рассмотреть более миролюбивые способы решения проблемы демонтажа заржавевших резьбовых соединений.

Важно! Перед тем как приступить к процедуре, рекомендуется соблюсти технику безопасности: не применять испорченный, некачественный инструмент, гайка откручивается всегда против часовой стрелки, ключи, отвертки, рычаги нужно надежно фиксировать, работать в специальных хозяйственных перчатках.

Химия в помощь!

Зачем изводить себя бессмысленными усилиями, если химическая, а также, на удивление, пищевая промышленность предлагает множество составов, которые эффективно размягчают ржавчину.

-2
  • Можно воспользоваться специально разработанным для этих целей аэрозольным составом «WD-40».
  • Неплохо работает керосин, бензин.
  • Даже тормозная жидкость и очиститель, предназначенный для карбюратора, подходят для предстоящей операции.
  • Не менее действенным окажется медицинский спирт или столовый уксус.
  • Также можно воспользоваться Кока-Колой или любым другим ядовитым напитком, в составе которого присутствует фосфорная кислота.

Собственно, хоть какой-то компонент обязательно будет дома. Далее движемся в следующем направлении:

1. Обильно смачиваем заржавевшее соединение тем или иным средством и оставляем проблемную зону на полчаса в покое.

2. Спустя 30 минут пробуем отвинтить заржавевшую гайку. Если не получается, повторяем предыдущую процедуру.

3. Еще через полчаса повторяем попытку. Как правило, она срабатывает должным образом.

Чтобы сработать наверняка, целесообразно не просто смачивать проблемную зону, а плотно обмотать заржавевшее соединение ветошью, пропитанную каким-либо разъедающим составом.

-3

Перед финальным скручиванием не лишним будет простучать соединение молотком. Затем резким рывком скрутить гайку. Относительно маленькие болтики или гайки легче идут, если применить метод раскачивания – прокручивать крепления взад-вперед.

Важно! Нередко помогает следующий метод – если гайка не идет в обратную сторону, пытаемся скрутить ее в противоположном направлении. Как только заржавевший предмет поддался, спокойно меняем вектор скручивания в требуемую сторону и продолжаем процедуру до победного конца.

Огонь в борьбе с ржавчиной

Тут на помощь приходит закон физики – при нагревании тело расширяется. Применительно к описываемой проблеме получается следующий эффект – металл детали под воздействием высоких температур расширяется, сбрасывая с себя ржавчину. Как следствие, мертвая хватка теряет цепкость.

В качестве источника огня может послужить:

  • газовая горелка;
  • промышленный фен;
  • паяльная лампа;
  • для миниатюрных соединений сойдет обычная зажигалка.

В некоторых случаях можно обойтись даже простым крутым кипятком.

-4

Алгоритм действий следующий: нужно раскалить до красна заржавевшую деталь и крутануть гайку ключом. Если повреждена непосредственно сама резьба, рекомендуется приварить к болту или гайке торцевую головку. Затем максимально нагреть эту нехитрую конструкцию и отвинчивать ее воротком.

Важно! Небезопасный метод с использованием серной кислоты, цинка, пластилина или воска.

  • Лепим миниатюрную чашечку так, чтобы ее края на несколько миллиметров возвышались над верхней плоскостью гайки.
  • Водружаем рукотворную мини-емкость на проблемный участок, наливаем серную кислоту и бросаем в адский котел кусочек цинка.
  • Кислота разрушит ржавчину, а растворенный цинк поможет восстановиться катионам железа.
  • В результате гайка скручивается, а кислота не наносит вред остальной конструкции.

А может просто постучать аккуратненько молоточком?

Почему нет. Однако этот вариант балансирует на тонком канате – можно легко психануть и перейти к радикальному методу. Поэтому спокойно, применяя 100-граммовый молоток – не тяжелее, приступаем к процедуре:

  • необходимо терпеливо наносить удары по каждой грани проржавевшего болта или гайки;
  • движение по кругу;
  • чем больше круговых простукиваний, тем лучше.

В идеале будет происходить следующее – в окислившемся резьбовом соединении будут образовываться микротрещины, деформирующие коррозию, которая полностью разрушится, ослабляя сцепку. Но помните, любой сильный удар априори приведет к деформации граней соединяющих элементов. Болт может погнуться. И тогда без кардинальных методов не обойтись.

В заключении…

О профилактике проблемы. Ликвидировав проблемный участок, нужно прислушаться к нескольким советам и воплотить их в жизнь, чтобы в обозримом и далеком будущем не сталкиваться с этой напастью.

-5

Вот они:

  • целесообразно обрабатывать резьбовое соединение специальными смазками – тефлоновой, силиконовой или графитовой;
  • а вот солидол и литол для статистических соединений, коими являются болт и гайка, противопоказаны – эти виды смазки хороши лишь для движущихся элементов.

Вот и все. Выбирайте способ, применяйте его и помните о профилактике!

Воспользуйтесь поиском по каталогу, прочитайте отзывы и сравните цены.