Найти тему

Неналоговые доходы Абакана: итоги 2020 года и прогнозы на 2021-й

Абакан на протяжении многих лет отличался высокой долей неналоговых поступлений в собственных доходах муниципального бюджета. Однако непростая экономическая ситуация в стране в целом, особенно в прошедший «коронавирусный» год, не могла не сказаться на доходах города, складывающихся за счет аренды или продажи муниципального имущества. О том, как сложилась ситуация с неналоговыми доходами города в 2020 году — в нашей беседе с председателем Комитета муниципальной экономики администрации Абакана Ниной ФИЛЯГИНОЙ.

— Нина Анатольевна, в предыдущие годы неналоговые доходы традиционно составляли довольно значительную часть доходов городского бюджета в целом, но как сложилась ситуация в прошлом году? Насколько сложным был «коронавирусный» 2020-й для муниципальной экономики?

— По предварительным данным, по итогам 2020 года были достигнуты следующие параметры бюджета Абакана: доходы составили 5 млрд 812 млн руб., расходы — 6 млрд 24 млн руб., дефицит бюджета 212,1 млн руб. При этом в общем объеме доходов собственные доходы составили 2 млрд 130 млн руб., безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной системы — 3 млрд 682 млн руб. Стоит отметить, что в течение последних трех лет доля безвозмездных поступлений в доходную часть бюджета города увеличивается в среднем на 18% ежегодно. Это связано с тем, что Абакан принимает активное участие в реализации национальных и региональных проектов.

Ситуация с неналоговыми доходами по сравнению с предыдущими периодами не так радужна. По сравнению с 2019 годом поступления неналоговых доходов (без учета «земельных доходов») снизились на 50 млн рублей — что связано с ухудшением экономической ситуации в условиях распространения коронавирусной инфекции. Всего в 2020 году неналоговых доходов поступило на сумму 786,6 млн рублей, из них 500,8 млн рублей — доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Напомню, что доходы от использования муниципального имущества складываются из поступлений по арендным платежам, реализации имущества, оказания платных услуг и др. По итогам 2020 года город заработал от сдачи в аренду муниципального имущества и предоставления торговых мест в МКУ «Абаканский рынок» на 41,7 млн рублей меньше, чем в 2019 году. Только по арендным платежам за торговые места на Абаканском рынке недополучено по сравнению с 2019 годом 16 млн рублей (снижение составило 19%). Из этой суммы почти 10 млн рублей не получено в результате того, что во время «первой волны» пандемии весной 2020 года город предоставил арендаторам торговых мест на рынке освобождение от платежей — для тех предпринимателей, чья деятельность попала под запрет в связи с ограничениями, связанными с мерами по нераспространению коронавирусной инфекции. Снижение арендных платежей на Абаканском рынке еще на 6 млн руб. связано с тем, что кто-то из арендаторов прекратил свою деятельность, кто-то, оптимизируя свои расходы, сократил количество торговых мест.

— Снижение неналоговых доходов города в виде арендных платежей за использование нежилых помещений связано и с мерами поддержки бизнеса в период пандемии — арендаторам была предоставлена отсрочка?

— Отсрочка по платежам за аренду нежилых помещений была предоставлена 96 арендаторам на сумму почти в 11 млн руб. Всего же по итогам 2020 года недополучено арендных платежей (по сравнению с 2019 годом) на сумму в 26 млн руб. Это объясняется тем, что отсрочку по арендным платежам город имел право предоставить лишь тем субъектам предпринимательства, чья деятельность соответствовала утвержденному федеральным правительством перечню отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции. Однако у нас есть арендаторы, чья предпринимательская деятельность не входит в данный перечень, но общее ухудшение экономической ситуации, безусловно, сказалось и на их положении. Поэтому городские власти не стали применять к таким предпринимателям штрафных санкций за просрочку арендных платежей.

Снижение неналоговых доходов объясняется и тем, что в 2020 году город не стал проводить индексацию арендных платежей. Ранее ежегодно с 1 мая к ставке арендной платы применялся повышающий коэффициент, равный официальному уровню инфляции. В результате данной меры город недополучил еще 2 млн рублей.

— Одна из статей пополнения бюджета города — реализация муниципального имущества, причем ранее, как вы отмечали, предприниматели активно пользовались своим правом преимущественного выкупа арендуемых помещений. В 2020 году представители бизнеса воспользовались данным правом?

— Доходы от реализации муниципального имущества по данной статье в 2020 году составили 145,4 млн руб., что на 52,9 млн руб. меньше, чем в 2019 году. Практически вся сумма снижения дохода (51,2 млн руб.) сложилась по причине предоставления отсрочки нашим бывшим арендаторам на период одного года. Согласно Федеральному закону от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъекта ми малого предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» предприниматели, выкупившие ранее арендуемые ими помещения, платят муниципалитету цену выкупа с рассрочкой до 5 лет. Часть из этих предпринимателей вносили платежи ежемесячно, часть — ежеквартально. В 2020 году город предоставил предпринимателям право не платить данные платежи, а внести их уже в 2021 году. Мы понимали, с какими сложностями столкнулись предприниматели в случае непредставления отсрочки, возможно, у кого-то ситуация дошла бы и до банкротства. Поэтому было принято решение поддержать бизнес — тем самым мы сохранили налоговый потенциал города в будущем.

— Нина Анатольевна, несмотря на сложности 2020 года, муниципального имущества у Абакана стало больше — и в количественном плане, и в стоимостном выражении?

— Прирост стоимости муниципального имущества мы отмечаем ежегодно. В 2020 году стоимость муниципального имущества увеличилась на 1,244 млрд руб. — за счет новых построенных зданий социальной сферы и объектов инженерной инфраструктуры. На 1 января 2021 года стоимость основных фондов, находящихся в собственности муниципального образования город Абакан, составила 22 млрд 130 млн руб. Всего в муниципальной собственности на 1 января находится 9 муниципальных предприятий (из них 1 предприятие, «Тепловые сети», в стадии ликвидации), 4 муниципальных казенных учреждения, 102 муниципальных бюджетных учреждения, 5 муниципальных автономных учреждений, 2 муниципальных фонда. Насколько успешным либо сложным был 2020 год для муниципальных предприятий, мы сможем рассказать читателям «Абакана» лишь после сдачи предприятиями отчетов — они их должны предоставить в срок до 30 марта.

— Как видим, 2020 год в плане неналоговых доходов (за исключением земельных) для Абакана был не очень успешным. Каковы прогнозы на 2021 год? Традиционно неналоговые доходы город направлял в инвестиционные программы — не будут ли в таких условиях они скорректированы в сторону сокращения?

— При прогнозировании доходов городского бюджета используется специальная методика. В частности, мы оцениваем объем заключенных договоров, сводим суммы всех плановых поступлений, плюс суммы отсрочек, выпавшие в доходах 2020 года, и многое другое. Полагаем, что в полном объеме все суммы собрать не получится — фактически ситуация с коронавирусом мало меняется, когда закончатся все ограничительные меры, предсказать никто не может. Однако все это вовсе не означает, что Абакан станет направлять меньше средств на развитие. Наш город активно участвует в реализации национальных проектов, как мы уже отмечали, даже в непростой 2020 год город много строил: школа, детские сады, ремонтировались дороги, велись масштабные работы по благоустройству. Такая активная созидательная работа, мы уверены, продолжится и в 2021 году.

Ольга КАРАЧАКОВА
Фото из архива Владимира Азаренкова