Джон Кок, владелец поместья Бари Корт в Гемпшире, считает, что идеальный сад должен иметь простую структуру. Я побывал в его саду в 2008 году и поговорил с хозяином. 13 лет назад он дал прогноз касательно будущего «новых многолетников», интересно посмотреть, сбылся ли он.
- Господин Кок, Бари Корт считается классическим примером сада с современными луговыми цветниками из «новых многолетников». Этот стиль весьма необычного для частных садов Англии. Почему Вы выбрали дизайнером своего первого сада именно Пита Удольфа?
- Этот небольшой сад был заложен в конце прошлого века на месте старого амбара. В те времена Пит еще не был известен как ландшафтный дизайнер - он занимался выращиванием растений. Так мы с ним и подружились. Наш садоводческий мир достаточно узок. Когда я еще держал собственный питомник, Пит заезжал ко мне за растениями. Мы быстро нашли с ним общий язык.
После того, как мы разобрали амбар и вывезли мусор, это место представляло из себя пустое поле. Я показал его Питу – он как раз был в Англии, и он предложил мне помощь. Получился классический сад в стиле Удольфа, со множеством декоративных злаков, массивами многолетников и небольшим количеством кустарников, структурными формами из самшита и тисса. Мы хотели, чтобы он стал «витриной» нашего питомника, Пит видел его с более художественной точки зрения.
- Вы предлагали тот же ассортимент растений, который сейчас у вас в саду?
- В то время мы выращивали и деревья, и кустарники, и даже теплолюбивые растения – в общем, все, что мне нравилось. Конечно, когда сад был готов, мы сфокусировались на тех видах и сортах, что были в нем представлены. Но около пяти лет назад мы закрыли питомник и занялись организацией свадебных торжеств. И нам бы хотелось, чтобы сад был совсем другим, много проще, чем сейчас.
- А вы сами что-то меняли здесь?
- Да. Раньше здесь было больше цветочных бордюров, но для свадеб нам нужна была открытая терраса, так что два года назад я переделал часть сада. Конечно, я рассказал Питу о своих планах. Он навещает Бари Корт два раза в год, и мы разговариваем с ним о растениях и дизайне. Мне очень трудно найти правильный баланс в том, насколько это его сад и насколько мой. Думаю, верно будет сказать, что это мой сад, дизайн которого сделал Удольф. Многие цветники с тех времен остались нетронутыми. За что я особенно благодарен Питу – он натренировал мой глаз лучше оценивать растения, их сочетания.
- Приходилось ли вам по каким-то причинам заменять растения в цветниках?
- Было дело. Взгляните на «злаковый круг», это моя любимая часть сада. Он очень прост, но в то же время постоянно меняется. Весной здесь луковичные, осенью – декоративные злаки во всем своем великолепии. Изначально круг был заполнен щучкой дернистой. Конечно, она прекрасна, но это неверный выбор для покрытия большой площади – она поражается ржавчиной. Из-за этого зимой многие растения выпадали. Я заменил ее молинией голубой ‘Poul Petersen’. В ней все хорошо: и высота, и цвет, и текстура. Кроме того, я решил дополнить молинию овсяницей Мэра, но сочетание мне не очень понравилось, так что весной я ее пересажу. В другом месте она будет выглядеть лучше.
- Колористика цветников совершенно потрясающая...
- А мне они кажутся немного плоскими – не хватает контрастов. Хотя для меня чем проще, тем лучше. Ошеломляющего эффекта можно добиться и массовой посадкой одного растения. На месте бывшей площадки продаж я сделал живую изгородь из мискантуса китайского ‘Gracillimus’. Он прекрасно выглядит в большом массиве. Мне нравится его фонтанообразная форма и то, что он не цветет. Метелки испортили бы картину. Вообще декоративные злаки очень надежны. Сад окружают очень красивые пейзажи, но с другой стороны он открыт всем ветрам. Травам-то все равно, а более нежные растения не выстоят.
- Англичане расходятся в оценке дизайна Удольфа. Одни признают его сады лучшими в Великобритании, другие убеждены, что его стиль не имеет ничего общего с садоводством.
- В любом случае это довольно необычные сады для Англии. Я думаю, что его стиль не нравится именно старомодной части нашего садового сообщества. Они и Пит - это две разных вселенных. Но все же «новые многолетники» – скорее мода, чем тенденция. Думаю, она пройдет лет через 10-15. Кроме того, такие сады часто называют «безуходными», но это не совсем верно. Им приходится отдавать достаточно много сил и времени. В любом случае растения нужно рассаживать каждые 6-7 лет, иначе они теснят друг друга, начинают слабеть. Конечно, это большая работа, но необходимая.
- Фотографии вашего второго сада в журналах особо не встретишь...
- Потому что его очень трудно фотографировать. Этот сад был создан около 6 лет назад Кристофером Брэдли-Хоулом. На мой взгляд, он лучший садовый дизайнер, дважды выигрывал Гран-при в Челси. Кристофер приверженец минимализма. Дизайн кажется очень простым – двадцать прямоугольников из заржавевшей стали, засаженные растениями, дорожки, сходящиеся у водоема. Но для меня это воплощение красоты, совершенный садовый дизайн. Я не представляю себе ничего лучше.
Задумка была такая: добиться у гостя этого сада ощущения, что он видит сон. Поэтому сразу у входа высажены высокие многолетники. Мы подбирали ассортимент очень тщательно, некоторые растения могут показаться достаточно странными. Например, датиска коноплевая – гости часто не могут понять, что это такое. Или, казалось бы, обычная кровохлебка, но очень поздно цветет, в октябре. Такое увидишь разве что во сне. А про это растение многие думают, что это тоже кровохлебка.
- А разве нет?
- Это синеголовник бесприцветниковый, у него нет типичных «воротничков». Ну точно сон. Несмотря на все эти редкости, дизайн все равно остается очень простым. Мы использовали здесь меньше двадцати различных видов растений, рассредоточив их по всему саду. Он не должен выглядеть как 20 разрозненных бордюров. Это один цветник, который разрезан дорожками. Но люди воспринимают его по-разному. Одни восхищаются, другие говорят: зачем вы посадили все эти ужасные сорняки?
- Кстати, о сорняках. Вы как-то ограничиваете корневую систему растений?
- Да, проблема «расползания» может возникнуть, но небольшой хаос этому саду только к лицу. А излишки мы удаляем. Особой агрессивностью отличается маклейя, но я все ей прощаю за ее розовые цветы. Вообще здесь доминируют белый и зеленый цвета, их дополняют оттенки красного: пурпурный, медный, розовый. Ржавые бордюры прекрасно сочетаются со злаками, отсыпкой дорожек, стенами дома. Мы старались избегать синего и желтого. Но все-таки одно желтое растение в этом саду есть – подсолнечник иволистный. Я просто влюблен в его ажурную листву. Он зацветает очень поздно, так что я смирился с его желтыми цветками.
- Массовые посадки одного вида прекрасно вписываются в минималистичную концепцию сада.
- Взгляните на массив из вейника остроцветкового ‘ Karl Foerster ’ – какое простое и красивое решение. И даже под дождем он лишь на время склоняется, и потом снова встает вертикально. Это очень надежное растение, прекрасно выглядит девять месяцев в году. А какие волны гуляют по нему на ветру!
- А какова инженерная сторона этого сада?
- Дренаж был не нужен: здесь каменистая почва, прекрасно пропускающая воду. Системы полива тоже нет. В жаркое лето 2006 года не было ни капли дождя в течении шести месяцев. Мы не поливали этот сад, и он все равно выглядел прекрасно. А система освещения представляет из себя несколько фонарей с приглушенным светом вдоль дорожек, посдветку беседки и прямоугольного водоема-зеркала. Мягкий свет создает дополнительный эффект нереальности происходящего.
Подписаться на канал "Сады и цветы" в Яндекс Дзен
Анонсы канала в мессенджере Telegram, страница вКонтакте, блог в ЖЖ, группы "Сады и цветы" в Фейсбуке и на Одноклассниках, профиль в фотобанке Shutterstock.