Найти тему
ActivityEdu

Антистрессовая дорожная карта ребенка от рождения до школы

#партнерский материал

Внимание участников недавней онлайн-выставки на портале ActivityEdu «Идеальный переход из детского сада в школу. Технологии и оборудование для образования и развития» привлекли инновационная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» и книги, представленные на виртуальном стенде ведущего издательства дошкольного сегмента рынка интеллектуальной, художественной и методической литературы «МОЗАИКА-СИНТЕЗ». Формат выставки не позволил остановиться на ассортименте и идеологии компании настолько подробно, как того требовал интерес посетителей экспозиции, поэтому наша встреча с Эльфией Минимулловной Дорофеевой, генеральным директором издательства «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», была предопределена.

В активном производстве издательства более 1000 проектов, но один из них занимает особое место. Речь идет об инновационной программе дошкольного образования «От рождения до школы». По мнению экспертов, это одна из лучших, если не самая лучшая программа для детских садов. И не только потому, что в ней реализованы все нормы и требования ФГОС к воспитанникам дошкольных организаций – от развития соответствующих возрасту умений и навыков до здоровьесбережения. Главное, что в этой программе есть пространство для формирования маленького гражданина, основы его личности, мировосприятия и духовно-нравственных ценностей,– рассказывает Эльфия Минимулловна Дорофеева, генеральный директор издательства «МОЗАИКА-СИНТЕЗ».

Все родители очень трепетно относятся к вопросу поступления ребенка в детский сад и в большинстве своем высказывают пожелания о мягком, антистрессовом переходе в новую среду. Словом, считают, что пространство детского сада должно быть продолжением домашнего уюта, а воспитатель должен напоминать добрую бабушку.

Да, это довольно частое явление, и объясняется это очень просто. У всех в памяти душераздирающие картинки, когда рыдающего ребенка практически отрывают от мамы и заталкивают в группу. Но надо откровенно сказать, что сегодня такие случаи очень редки, это стереотип из далекого прошлого. Во-первых, за последние годы существенно выросла квалификация воспитателей. В названии должности и в функциональном содержании появилась существенная добавка: педагог-воспитатель, то есть специалист, владеющий обширным профессиональным инструментарием. И прохождение курсов повышения квалификации для воспитателя стало нормой профессионального роста. Во-вторых, изменилось само оснащение детсадовских групп. Оно стало более интеллектуальным, функциональным, развивающим.

В-третьих, существуют определенные регламентирующие документы Министерства просвещения, в которых сформулированы обязательные качественные характеристики в области образовательной деятельности детского сада.

И наконец, изменились сами дети. По уровню развития, способности освоить разные навыки, переработать информацию современное поколение опережает сверстников из прошлого века как минимум на год. И это нужно учитывать. Поэтому задача проконтролировать, чтобы малыш был накормлен, умыт, сходил на прогулку, сделал физкультуру и отгадал загадки, радикально трансформировалась: теперь мы должны воспитать личность и гражданина, имеющего прочные нравственные установки, научить ребенка формулировать цели и получать знания.

То есть «перестройка» в детском саду – это ответ на запрос общества?

Как ни парадоксально это звучит, но именно таким образом образовательная и воспитательная среда гарантирует тот самый антистрессовый компонент, которым так обеспокоены многие мамы и папы. Ребенок, успешно закончив свои «первые университеты», будет определенно адаптирован к новому этапу своей жизни – школьному.

Значит ли это, что прежде всего надо воспитывать родителей?

Безусловно! Родителям надо самим оторваться от гаджетов и телеэкранов, сделать разумную паузу в рабочем распорядке, распределить ответственность за гармоничное воспитание ребенка внутри семьи. Словом, само общество должно стать заинтересованным в формировании института ответственного родительства. И если переформатирование домашнего уклада происходит исключительно по воле членов семьи, то при переходе в детский сад ребенок включается в социум со своими правилами, законами и требованиями. И родителям следует понимать, что не общество будет подстраиваться под ребенка, а их малыш должен органично встроиться в него.

Вы говорите о корреляции домашнего воспитания с программой детского сада?

Да, и не только. Каждый детский сад строит свою работу в соответствии с выбранной программой дошкольного образования, и от этого выбора во многом зависит результат, а именно – качество подготовки детей к плавному и мягкому переходу на следующую ступень, в начальную школу. Здесь проходят проверку на прочность нравственные основы, заложенные в семье, и формируются новые.

И все-таки… «нравственность», «гражданственность» – не рано ли вводить эти понятия в детском саду?

Как правило, эти темы принято поднимать в средней школе, когда дети переходят к изучению классических литературных произведений. Но это уже поздно! Воспитание детей младшего возраста невозможно без формирования основ нравственности, патриотизма, коммуникативных навыков, воспитания уважения к взрослым, знакомства с традициями, нормами и правилами этикета.

Задача взрослых – воспитателей, методистов, родителей – создание многоуровневой, развивающей, творческой, ценностно-смысловой, коммуникативной среды, в которой происходит интеллектуальное и эмоциональное развитие, прививаются навыки личностного саморазвития, гендерной культуры, читательская грамотность.

Думаю, для многих это прозвучит революционно. Оправдываются ли такие ожидания?

Мы много и часто общаемся и с руководителями ДОО, и с воспитателями, и знаем, что выстроенные таким образом программы развития детей работают успешно. Но, конечно, не везде. И это проблема, которая требует решения.

Какова роль вашего издательства в этом процессе?

Книги издательства «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» делятся на две основные категории: развивающие и познавательные для детей и родителей, а также методические для специалистов дошкольного образования.

Повторю, что главное их достоинство в том, что оценка содержания всей продукции издательства проходит под контролем специалистов-практиков.

Это результат осознания своей социальной ответственности. Мы точно знаем, что это делать необходимо, мы можем это сделать, мы знаем, как это сделать, мы хотим это сделать, и мы это делаем.

Более того, мы не скрываем своего особого отношения к инновационной программе дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», которая, на наш взгляд, отвечает всем вызовам времени, обеспечивает создание пространства детской реализации: поддержку творчества, инициативы, развитие личности ребенка, создание условий для самореализации.

-2

Не сталкиваетесь ли вы с обвинениями в том, что взяли на себя не свою задачу, претендуете на область образования, в которой есть свои авторитеты?

Собственно, весь честный бизнес, связанный с образованием, и есть часть системы образования. Другой вопрос, как себя позиционируют в нем предприниматели. То есть ключевое слово здесь «честный».

Бизнес-идеология издательства «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» выросла из своего кодекса чести и достоинства, высоких ценностных ориентиров качества и ответственности, и именно это служит основой всей продуктовой линейки. Мы изначально формировали контент и делали свою продукцию совместно с педагогами, воспитателями, психологами и методистами. Мы росли вместе со своими книжками. Это дело не одного года.

Расскажите, пожалуйста, о своих любимых книгах.

Любимые все. Например, прекрасная альтернатива бесстрастным смартфонам-планшетам, которые поглощают внимание детей, – книжки-игрушки для самых маленьких. Они обращены прежде всего к умным, любящим, заботливым родителям и способствуют тому, что мамы и папы проводят больше времени со своими детьми, обсуждают прочитанное, объясняют непонятное, становятся для них первыми учителями и друзьями. Именно такое общение закладывает основы семейных ценностей, которые остаются опорой и защитой ребенку на всю жизнь.

Наслышаны о знаменитой серии вашего издательства «Школа Семи Гномов».

Эта серия уже целая философия образования в одной коробке. И главная оценка ее – это мнение тех, для кого мы это придумали и реализовали. Маркетинговые исследования и запрос на доптиражи убеждают, что мы на правильном пути.

-3

Как вы встраиваете свои издания в систему воспитания и образования в детском саду?

Напрямую. Уже упомянутую в нашем разговоре программу «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», которой пользуются сегодня 80% дошкольных организаций России, мы полностью обеспечиваем всеми методическими материалами для воспитателей. И добрыми, умными книжками. Другие в нашем издательском портфеле не приживаются…

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .