В последнее время одним из наиболее актуальных направлений в научных исследованиях является системное, комплексное изучение проблем, связанных с преступностью. В этих случаях, основными объектами исследований, как правило, выступают: преступник, преступная деятельность, деятельность следователя и т.п. Однако при изучении одних и тех же объектов познания различными уголовно-правовыми науками происходит вторжение одних наук в предметную сферу других. Одним из путей решение подобной проблемы, по мнению автора статьи, является уточнение межпредметных связей уголовно-правовых наук. Учитывая, что объем статьи ограничен, предпримем попытку кратко проанализировать предметные сферы уголовно-процессуального права, криминологии и криминалистики на примере такого объекта исследования как личность преступника. При этом за основу возьмем фундаментальные научные исследования, в которых, на наш взгляд, предмет изучения определен предельно корректно.
Например, предметная область исследований личности обвиняемого в уголовно-процессуальном праве определена в работах А.П. Гуськовой и включает в себя следующие основные элементы:
- личность обвиняемого и его сущностная характеристика;
- личность обвиняемого как объект уголовно-процессуального познания;
- личность обвиняемого как субъект уголовно-процессуальных отношений;
- процессуальные гарантии прав и свобод личности обвиняемого в уголовном судопроизводстве.
Общепризнанно, что именно этим ученым разработана концепция личности обвиняемого, которая сегодня взята исследователями за основу как общетеоретическая модель личности участника процесса.
Личность преступника как объект воздействия изучается и криминологами. В числе известных ученых, которые посвятили свои научные исследования этой проблематике можно назвать Ю.М. Антоняна, А.И. Долгову, И.И. Карпеца, В.Н. Кудрявцева и некоторых других ученых. Рассматривая личность преступника как объект познания, криминологи изучают генезис личности преступника, характеристики лица, как совершившего преступное деяние, так и способного (предрасположенного) к его совершению. Концепция личности преступника преимущественно социологическая. Если ее рассматривать как совокупность высказанных в трудах научных идей, положений, то можно сделать вывод о том, что она позволяет отнести к признакам личности преступника не только социальные, но и психологические и биологические его признаки, включая глубинные пласты психики человека.
При этом если процессуалисты рассматривают личность обвиняемого только через призму уголовно-процессуальных отношений, то криминологи, исследуя социальные, психологические, биологические аспекты, позволяют выявить причины преступности и конкретного преступления, предотвратить его.
Полагаем, что именно по эти критериям возможно разграничение предметных областей уголовного процесса и криминологии.
Особо хотелось выделить несколько концептуальных идей, сформулированных Н.Т. Ведерниковым, который рассмотрел личность преступника на межпредметном уровне.
Исследуя структуру личности, Н.Т. Ведерников отметил, что прежний порыв ученых, стремящихся определить объем исследования личности обвиняемого, оказался пока что безуспешным, ибо все они шли от сведений к личности, а надо идти «от личности», т.е. в обратном направлении. Полагаем, что ученый особо подчеркнул роль криминалистики в изучении личности преступника, так как именно дефиниция «след – преступник – криминалистическая характеристика личности преступника», в основном, берется криминалистами за основу при разработке криминалистической характеристики конкретных видов и групп преступлений, одним из базовых элементов которой является личность преступника.
Успех в раскрытии и расследовании преступления, установление личности преступника, зачастую зависит от «следовой» картины», доступной для восприятия органа дознания, следователя и других властных участников процесса. Именно поэтому ученые-криминалисты уделяют особое внимание изучению личности преступника, как носителя криминалистически значимой информации. При этом криминалистические средства, приемы и методики, направлены на обнаружение, фиксацию, изъятие и исследование как материальных следов оставленных преступником, так и идеальных.
В последние годы криминалистами проведены научные исследования основ криминалистического изучения личности преступника, дана характеристика базовой модели личности преступника как универсальной.
Таким образом, личность преступника рассматривается и с позиций криминалистики через призму ее предмета. На наш взгляд, предметная область криминалистики при изучении личности преступника, в основном, заключается в следующем:
- изучение личностных характеристик преступника, влияющих на следовую картину;
- уточнение базовой модели личности преступника;
- обобщение практики и выявление закономерностей в механизме следообразования; уточнение криминалистически значимых сведений о личности преступника и их включение в криминалистические характеристики отдельных видов и групп преступлений, исходя из дефиниции «след – преступник – криминалистическая характеристика личности преступника».
Итак, подведем некоторые итоги. По мнению автора статьи, ученые-процессуалисты рассматривают личность обвиняемого через призму уголовно-процессуальных отношений. Расширение предмета уголовно-процессуального права приведет, на наш взгляд, к вторжению в предметные сферы других уголовно-правовых наук.
Криминологи, исследуя социальные, психологические, биологические аспекты личности и ее взаимоотношения со средой, устанавливают причины преступности и конкретного преступления, разрабатывают рекомендации по предотвращению преступности и конкретных преступлений.
Криминалисты изучают закономерности материального и идеального взаимодействии со средой и, как следствие, образование следовой картины, которая и является сутью криминалистических исследований. То есть базовым понятием, позволяющим уточнить предмет науки криминалистики и его связи с другими уголовно-правовыми науками, на наш взгляд, является понятие след (материальный и идеальный).
На практике, в подавляющем большинстве случаев, органы дознания, следователь и прокурор, познают личность обвиняемого в большем объеме, чем это необходимо для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию. Полагаем, что иные сведения о личности преступника, позволяющие использовать полученные данные в целях раскрытия преступления, при подготовке к процессуальным действиям являются предметной областью изучения других уголовно-правовых наук, в т.ч. криминологии и криминалистики.
Естественно, мы допускаем, что уточнение или конкретизация предмета науки в процессе исследования влечет за собой соответствующее уточнение его взаимодействия с предметными областями других наук. В этой связи важно прогнозировать не только состояние исследуемого предмета, но и состояние межпредметных связей. В процессе исследования граница межпредметных связей может деформироваться. Уточняя предмет, исследователь может выделять на межпредметный уровень некоторые составляющие, которые он первоначально включал в предмет конкретной науки. И, наоборот, исследуя корреляцию между предметами других уголовно-правовых наук, он может посчитать целесообразным некоторые составляющие, имеющие сильные связи с предметом конкретной науки, включить в последний.
Если данная тема вам интересна, читайте полную версию на сайте "Независимый советник".
Наша задача - делиться с вами только полезной информацией. Чтобы читать новые публикации, подписывайтесь на канал.
А если нужна бесплатная консультация или совет юриста, переходите по этой ссылке.