Найти в Дзене

Программа экологического мониторинга объектов размещения отходов.

Оглавление

Статьями 11 и 12 Закона №89-ФЗ от 24.06.1998 г. определена необходимость организации экологического мониторинга на объектах размещения отходов (ОРО) собственниками таких объектов. Стоимость программы может сильно варьироваться и начинается от 45000 рублей при сроках от 20 дней.

Подобные объекты являются потенциальными источниками опасности. В случае их бесконтрольной эксплуатации наносят непоправимый вред окружающей среде, санитарно-эпидемиологическому благополучию и даже здоровью населения.

Их использование связано с загрязнением атмосферного воздуха, подземных вод, почвы, растительного и животного мира.

Регулярный мониторинг, в данном случае, позволит своевременно определить любые изменения в состоянии окружающей среды, разработать необходимые мероприятия по снижению уровня воздействия и, в конечном итоге, предотвратить возникшую для человека и окружающей среды угрозу.

Порядок организации наблюдений представлен в Приказе МПР №66 от 04.03.2016 г. Действие данного документа не распространяется на такие объекты, как:

  • выведенные из эксплуатации ОРО;
  • объекты захоронения отходов, не предназначенные для их захоронения в соответствии с действующим законодательством;
  • полигоны для размещения отходов медицинского характера;
  • полигоны радиоактивных отходов;
  • скотомогильники.

Вышеуказанным Приказом №66 для собственников полигонов также определена необходимость разработки такого документа, как Программа мониторинга ОРО, которая главным образом определяет порядок организации наблюдений на объекте.

Кто может разработать программу мониторинга ОРО?

Документацию, аналогичную рассматриваемой в данной статье, как правило разрабатывают проектные экологические организации. Стоимость такой услуги составляет от 45 тысяч рублей, сроки формирования – от 20 дней. Повлиять на них может:

  • характер отходов, принимаемых полигоном, которыми определяется степень опасности исследуемого объекта в отношении окружающей среды;
  • текущее состояние окружающей среды в месте расположения исследуемого объекта.

Обращение к услугам специалистов сопряжено для предприятий с получением таких преимуществ, как:

  • сокращение сроков формирования необходимой документации;
  • разработка документа с учетом действующих законодательных и нормативных требований, а также их последних изменений;
  • отсутствие предписаний и штрафных санкций от надзорных органов.

Содержание Программы экологического мониторинга.

Требования к содержанию рассматриваемого документа установлены статьей 12 Приказа МПР №66. На основании данных указанного документа, в содержание включаются:

  1. В обязательном порядке в составе раздела необходимо привести реквизиты письма, адресованного департаменту Росприроднадзора, и содержащего характеристику полигона по данным его инвентаризации.Общие сведения об исследуемом объекте.
    В данный раздел, как правило, входит следующая информация:описание объекта;
    климатические, географические, гидрографические и гидрогеологические особенности места его расположения;
    сведения о состоянии почвенного покрова, растительного и животного мира.
  2. Цели и задачи, которыми руководствовались разработчики при формировании разделов рассматриваемого документа.
  3. Реквизиты информационных источников, использованных при разработке.
    Здесь могут быть указаны законодательные и нормативные документы, справочная литература, внутренняя проектная и техническая документация собственника полигона, результаты лабораторных исследований.
  4. Обоснование выбора компонентов окружающей среды, подлежащих контролю.
    Подконтрольные объекты выбираются исходя из видов воздействия исследуемого объекта на компоненты окружающей среды, определяемые по данным ранее проведенных исследований и их анализа.
  5. Обоснование выбора контролируемых показателей.
    Разделом определяется перечень необходимых показателей, отбор и анализ которых предоставит необходимые данные о воздействии объекта размещения утиля на природную среду и о ее текущем состоянии.
  6. Выбор контрольных точек для отбора проб, инструментальных измерений и организации наблюдений за объектом.
    Как правило, для организации контроля выбираются точки, характеризующие максимальное воздействие исследуемого объекта на окружающую среду. Их выбор производится в зависимости от контролируемого компонента природной среды и может определяться такими параметрами, как направление ветра, условия залегания водоносных горизонтов, характеристика назначения окружающих территорий и т.п.
  7. Состав отчета о результатах мониторинга.
    В соответствии с Приказом МПР №66, собственники объекта размещения мусора обязаны предоставлять итоговый отчет об организованных ими наблюдениях на исследуемом объекте. Сроком передачи такого отчета в надзорные органы выступает 15 января, следующего за окончившимся отчетным годом.
    Настоящим разделом определяется содержание документа и полнота данных, предоставляемых в составе указанного отчета.
  8. Перечень использованных при формировании документа литературных источников.
  9. Приложения.
    В состав приложений, как правило, входит графическая информация, характеризующая место расположения объекта или место размещения контрольных точек для организации исследований и наблюдений, полученные в соответствующих ведомствах справочные данные и прочая информация, способная охарактеризовать представленные в Программе сведения и подтвердить их полноту и достоверность.

Какими нужны исходные данные?

Для формирования рассматриваемого документа наиболее информативной является документация, разработанная на этапе проектирования полигона – технический отчет об инженерно-экологических изысканиях, данные раздела ПМООС проектной документации или ее технологическая часть.

Сведения, содержащиеся в перечисленной документации, позволяют получить исчерпывающую информацию о состоянии окружающей среды в месте размещения полигона, о климатических и геологических особенностях местности, уровне фонового загрязнения атмосферного воздуха, состоянии почв, подземных вод, растительного и животного мира. Кроме того, проектная документация позволяет оценить технологические решения, принятые при планировке ОРО и его эксплуатации.

Немалую помощь при разработке окажет такой документ, как инвентаризация объекта размещения отходов, которую собственник разрабатывает в соответствии с требованиями ст. 11 Закона №89-ФЗ.

Согласование программы мониторинга ОРО.

Рассматриваемый документ не требует согласования с надзорными органами и утверждается только непосредственным собственником объекта.

При этом законодательством установлена необходимость направления рассматриваемого документа в уведомительном порядке в надзорное ведомство, которым выступает территориальный отдел Росприроднадзора, расположенный по месту эксплуатации полигона.

Также не стоит забывать о необходимости предоставления результатов организованных наблюдений в Росприроднадзор в форме отчетной документации предприятия.

Ответственность.

Наказание за несоблюдение требований, установленных к объектам размещения утиля, является одним из наиболее серьезных среди прочих нарушений природоохранного законодательства. Ответственность за такие нарушения предусмотрена пунктом 4 статьи 8.2 КоАП. Наказание выражается в виде получения штрафных санкций:

  • должностными лицами – в размере до 40 тысяч рулей;
  • индивидуальными предпринимателями – до 50 тысяч рублей;
  • юридическими лицами – до 400 тысяч рублей.

Наказание может также выражаться во временном прекращении деятельности объекта, сроком до трех месяцев.

В соответствии с п. 5 вышеуказанной статьи, при совершении аналогичного нарушения повторно, сумма штрафных санкций может составить:

  • для должностных лиц – в размере до 50 тысяч рулей;
  • для индивидуальных предпринимателей – до 60 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – до 600 тысяч рублей.

В данном случае наказание также может грозить временным приостановлением деятельности полигона.

Составить программу экологического мониторинга объектов размещения отходов.