Основной итог 2020 года состоит в том, что российская экономика оказалась намного более устойчивой, чем предполагалось ранее.
В начале года многие эксперты прогнозировали падение ВВП до 10%, а некоторые и более. В итоге мы имеем снижение на 3,1%, и не исключено, что по мере досчета и ревизии оценок спад окажется менее значительным.
Сказалась невысокая доля сферы услуг населению в экономике России – а именно она пострадала в наибольшей степени из-за карантинов, а также значительная доля «серого» сектора, менее затронутого ограничительными мерами. Весной и летом в провинции, в малых и средних городах местные власти сквозь пальцы смотрели на нарушения карантинных мероприятий, а осенью, на фоне второй волны эпидемии, центральные власти и вовсе отказались от «закрытия» экономики, ограничившись менее значимыми запретами (например, сокращением числа зрителей в театрах).
Поддержала экономику страны достаточно высокая потребительская активность на рынках городской и загородной недвижимости, новых автомобилей, а также бытовой техники. 2019 год отличался не самой высокой склонностью россиян к крупным покупкам, и «навес» неизрасходованного спроса пришелся на 2020 год. Меры поддержки российского бизнеса были не столь значительными, как в западных странах, тем не менее некоторые из них оказались весьма успешными. Это в первую очередь раздача различных детских пособий, повышение пособий по безработице, ипотечные программы с господдержкой. Для основной массы россиян, напрямую или косвенно зависящих от бюджета, или тех, кто работает в крупных компаниях, не связанных с обслуживанием населения, 2020-й был хорошим годом. Реальный рост зарплат и пенсий (напомним, что в 2020 году был только один месяц, в течение которого реальные зарплаты снижались), затянувшиеся весенние каникулы, дистант осенью, как правило, с сохранением зарплаты – все эти приятные и неожиданные бонусы не способствовали ухудшению общественного самочувствия. Все это в сумме оказало определенный стимулирующий эффект на экономику.
Теперь о том, что нас ждет в 2021 году. К сожалению, пик потребительской активности россиян будет пройден к середине 2021 года, что окажет определенное угнетающее давление на экономику. Не за горами снижение цен на нефть, вызванное отказом от ограничений на добычу в рамках сделки ОПЕК+. Внутри страны доля полностью или в основном довольных жизнью снизилась до 77% против 86% в декабре. Доля уверенных в собственном завтрашнем дне съехала до 50% против 63% в конце прошлого года. Что особенно важно: заметно выросла доля тех, кто считает свой уровень жизни неприемлемо плохим. Сегодня она составляет 18% от всего населения и 29% в возрастной группе от 40 до 50 лет. Все это обещает нам весной – летом рост протестной активности населения, что также не будет способствовать ускоренному росту экономики.
Есть еще одно фундаментальное ограничение скорости экономического роста в России. С социальной точки зрения экономический рост опирается на людей, которые стремятся к повышению качества жизни для себя и своей семьи, знают, как этого добиться, и уверены в том, что пройдут этот путь за относительно короткое время, не превышающее горизонт планирования в три-пять лет. Социологические исследования, проведенные Финансовым университетом, показывают, что численность этой группы сегодня не превышает 20% взрослого населения страны. При такой численности экономически активных образованных граждан сложно ожидать бурного роста российской экономики. Отсюда достаточно скромные прогнозы: реальная заработная плата вырастет в 2021 году на 3–4%, ВВП России будет расти примерно в том же темпе – на 3–4,5%. То есть с учетом провала на 3% в 2020 году реальный рост экономики в 2020–2021 годах составит 0–1%.