Иногда, читая о жизни членов российской императорской семьи, узнаешь такие вещи, о которых в принципе, я не могла услышать нигде! О таком не рассказывают на школьных уроках, такое не обсуждается в дружеских кампаниях.
Речь сейчас пойдет о родильных домах в России, в царской России.
Начну с той истории, с которой я и начала интересоваться этой темой.
Великая княгиня Елизавета Федоровна.
Она одна из тех Романовых, о которых в наши дни знают многие, и знают, прежде всего, о её добрых делах.
Одним из наиболее ярких примеров можно назвать открытие Великокняжеской четой – Елизаветой Федоровной и её мужем Сергеем Александровичем, родильного приюта в Ильинском.
Это было в 1892 году, за 5 лет до того, как императором Николаем II был издан указ о создании в России государственного родильного дома.
Великий князь Сергей Александрович и Елизавета Федоровна открыли родильный дом в Ильинском после смерти своячницы – жены своего младшего брата Александры Георгиевны, принцессы греческой и датской.
Александра умерла в 21 год, рожая своего второго ребенка.
Это случилось в августе, когда великий князь Павел гостил с женой у старшего брата Сергея в Ильинском. Обычная прогулка на лодке обернулась трагедией - Александра оступилась и от боли потеряла сознание.
Но, не это послужило причиной гибели молодой женщины.
Эклампсия (возникает во время беременности, когда артериальное давление достигает такого высокого уровня, при котором появляется угроза жизни матери и ребенка), и плюс к этому, еще были обнаружены нефрит и поражение сердца.
Молодая беременная женщина из императорской семьи, которую не смогли спасти лучшие врачи того времени!
Родившегося малыша удалось спасти чудом и, только благодаря Елизавете Федоровне, которая единственная в те часы не потеряла способности действовать!
После её трагической гибели великий князь Сергей Александрович взял на воспитание её детей, а вот своего брата отправил заграницу, потому что шок Павла Александровича после смерти жены был такой, что близкие опасались за его здоровье.
И, самое необычное в этом то, что женщины из сел не шли рожать в этот родильный дом! Их туда практически заманивали, давая после родов деньги, отрезы ткани, и 2 воза с дровами.
Меня, естественно заинтересовало, чем был вызван такой страх рожениц? Ведь им оказывали профессиональную помощь! И вот, что я узнала о родовспоможении в царской России.
Признаюсь, меня это удивило и поразило!
Первый государственный орган был издан при Иване Грозном, и назывался он Аптекарский приказ. Мужчинам заниматься акушерством строго настрого запрещалось. Роды принимали повитухи.
Позже Петр I пригласил в Россию европейских медиков, и какой-то научный подход к этой проблеме уже существовал, но всё равно
врачам (мужчинам) не только не разрешалось изучать акушерство на человеческом теле, но если врач исследовал роженицу без повивальной бабки, то его отдавали под суд.
При императрице Елизавете Петровне, лейб-медик Павел Кондоиди подает в собрание Правительственного Сената «Представление о порядочном учреждении бабичьева дела в пользу общества».
Его суть простая – все повивальные бабки должны были пройти аттестацию, после этого они приводились к Присяге и уже тогда получали разрешение на практику – помогать роженицам. Список таких повитух был в полиции, то есть учет был строжайший.
Указ «О порядочном учреждении бабичьева дела в пользу общества» утверждают.
В Москве и Петербурге открываются первые школы, где готовят повитух. Учителями здесь были акушерки, как правило, это были немки.
Были три «ступени» званий: это «повивальная бабка», «сельская повивальная бабка» и «повитуха».
А вот теперь, о первом роддоме...
Дело в том, что по мере роста городов, возникновения фабрик и заводов, из сел потянулись на заработки крестьяне и крестьянки. Условия жизни были тяжелые, да и «брачные» законы были не так строги, как в деревнях. Как результат, увеличивается число внебрачных беременностей.
Так что, первые родовспомогательные дома стали появляться для женщин из беднейших семей и незамужних рожениц! Это были, проще говоря, родильные приюты для тех, кто не мог организовать роды в своем доме и пригласить повивальную бабку и для незамужних женщин: «законные» бедные родильницы, «секретные» родильницы, «незаконные» родильницы.
В Петербурге первый повивальный госпиталь открыли при Екатерине II в 1771 году, это был госпиталь для незамужних и неимущих родильниц.
Такие родильные приюты создавались больше для того, что бы помочь выжить младенцам и их мамах, тут не шел разговор о какой-то медицинской практике.
А вот акушерство, как наука возникло при Н. Максимовиче – Амбодике, его называли «отцом русского акушерства». Он написал первое руководство по акушерству.
Из трактата «О размножении и сохранении российского народа», 1761 год.
Начало сего полагаю самым главным делом: сохранением и размножением российского народа, в чем состоит величество, могущество и богатство всего государства, а не в обширности, тщетной без обитателей.
Родильный дом, как родовспомогательное учреждение, и вместе с тем, образовательное, был открыт по инициативе императрицы Марии Федоровны и на её пожертвования. Назывался он Повивальный институт. Сейчас это Институт акушерства и гинекологии РАМН им. Отта.
Но, всё равно население относилось к родильным домам с подозрением и недоверием, учитывая первоначальную причину их возникновения. В свое время Дмитрий Оскарович Отт лейб-акушер говорил, что 98% рожениц в России рожают без всякой акушерской помощи.
А первый государственный роддом появился благодаря указу императора Николая II только в 1897 году. В указе была такая формулировка «…дабы женщины лёгкого поведения не рожали на улицах».
Вот так появился первый государственный роддом в России.
Сейчас нам уже сложно представить, что когда-то женщины рожали без помощи врачей, и что детская смертность составляла чуть ли не половину от числа родившихся младенцев.
Фотографии из интернета