Найти в Дзене

Как написать бизнес-план самостоятельно?

С юности слышу что бизнес план написать очень тяжело, ближе даже к "нереально". Но на практике, встречаю людей, прекрасно справляющихся с этой задачей, да и сама, несколько раз создавала бизнес планы самостоятельно. Давайте подробно обсудим как и о чем писать в бизнес-плане, для кого они бывают и какова структура.

Чаще всего бизнес-план пишут для трех адресатов:

Во-первых, чтобы получить кредит. Это самый сложный вариант. Чаще всего, для этих дел используется специальная форма - которую предоставляет банк.

Во-вторых, в личных целях, когда нам нужно с партнером или самостоятельно, определиться, готовы ли мы погрузиться в проект или нет.

В-третьих, для предоставления потенциальному инвестору.

В-четвертых, бизнес-план пишется для антикризисного управления.

Писать бизнес-план я советую поэтапно, сделав, для начала, все необходимые исследования, подходя, затем, к каждой главе, как к отдельной работе. Не запрещайте себе мечтать, когда разбираетесь с каждой из глав, но и помните, вам самим, легче будет запустить проект, в котором операционная окупаемость наступает быстро, так и инвестор выберет, скорее, такой проект.

Еще один важный совет, у вас обязательно должна быть цель написания бизнес-плана. Хорошенько подумайте - для чего вы хотите запустить этот проект? (Ваша личная цель) Какая цель будет у проекта и какая цель написания плана.

Бизнес план, который мы с вами напишем - для внутреннего использования.

Ну а теперь, давайте перейдем к структуре:

  • Резюме проекта;

В резюме проекта мы описываем всю основную информацию: основатели проекта, в чем его суть, где и какой проект запускается. ВНИМАНИЕ! Инвестор будет читать эту часть и принимать решение, читать ли далее ваш план или проект ему не интересен. А значит, здесь должно быть описано все так, чтобы инвестор захотел читать далее. Не забудьте указать всю финансовую информацию по проекту: рентабельность, окупаемость, все то, что может добавить положительного в ваш проект. Все последующие разделы нашего плана развернуто рассказывают о содержании резюме.

  • Описание бизнеса и продукта;

В данной главе мы описываем наше предприятие, продукт или услугу. Потенциал вашего предприятия, отрасли, рынка в целом. Не забудьте об общем описании проекта, его юридическое наименование. Здесь круто будет показать структуру отрасли, конкурентов, ваши конкурентные преимущества. Расскажите здесь как вы планируете управлять проектом и какая команда, какие активы у вас уже есть. В этом же разделе нужно рассказать о продукции и услугах, которые предлагает или будет предлагать компания. Если предприятие выпускает разные товары, то опишите каждый вид. Здесь же для наглядности стоит показать фотографии продукции, услуги, бизнеса.

  • Анализ рынка, конкурентов, маркетинговая стратегия, маркетинговый план;

Этот раздел содержит:

  • характеристику и сегментацию рынка сбыта;
  • указание на приоритетные сегменты рынка, которые необходимо занять;
  • анализ конкурентов с указанием сильных и слабых сторон;
  • анализ потенциальных покупателей или клиентов.

  • План производства и организационный план;

В разделе с планом производства нужно сделать анализ производственного процесса с описанием:

  • оборудования и помещений, которые необходимы для производства;
  • технологий производства;
  • географического положения предприятия и его логистических связей с основными поставщиками и потребителями.

Дополнительно план производства может содержать полный расчет себестоимости продукции с указанием постоянных и переменных издержек, а также информацию о потребности в работниках и их квалификации.

В разделе с организационным планом прописываются сроки реализации проекта, структура управления, состав и квалификация руководства.

  • Финансовый план;

Следующий раздел — финансовый план. Он содержит финансовые расчеты, прогноз выручки и себестоимости реализации продукции. Здесь необходимо привести:

  1. Информацию о потребности в финансировании.
  2. Инвестиционный план (Смета расходов на реализацию проекта)
  3. Сведения об источниках и условиях привлечения и возврата денег.
  4. Прогнозный расчет отчета о прибыли и убытках, о движении денег.
  • Оценка эффективности проекта и анализ безубыточности;

Далее нужно оценить эффективность проекта. Вот что следует указать в этом разделе:

  1. Рентабельность.
  2. Cрок окупаемости.
  3. Чистый доход.
  4. Точка безубыточности
  • Риски, возможности и гарантии;

Важный раздел — гарантии и риски компании. Здесь указывается информация, как и чем компания гарантирует возврат привлеченного финансирования. Также стоит подробно описать риски и форс-мажорные ситуации, которые способны повлиять на реализацию проекта.

Сделайте ранжирование, анализ рисков и вместе с командой разделите ответственность за риски и возможности.

  • Приложения.

Бизнес-план может включать приложения, которые детализируют расчеты и подтверждают данные. В приложение можно вынести различные графики, отчет о доходах и расходах, денежный поток , фотографии объектов, результаты маркетинговых исследований, анализ конкурентов. Так же, здесь может быть подтверждение вашего опыта, примеры ваших проектов.