Англичане хорошо помнят времена, когда их родина заслуженно считалась владычицей морей. В массовой культуре популярны персонажи-моряки, которые с упорством и благородством тянут лямку флотской службы, попутно совершая деяния библейского масштаба. И одни из самых популярных героев – капитаны Джек Обри и Горацио Хорнблауэр. Которые интересны тем, что имеют общего прототипа – реально существовавшего адмирала Томаса Кокрейна, 10-го графа Дандональда, маркиза Мараньяна, кавалера большого креста ордена Бани. Словом, личность весьма выдающаяся.
Томас Кокрейн родился в 1775 году в Лондоне. Получил неплохое образование. Правда, богатством его семья в ту пору не отличалась, так что пришлось сосредотачиваться на морской карьере – в то время это был реальный шанс разбогатеть. Правда, если будут война и продвижение по службе. Ну и если повезет уцелеть.
В 1793 он поступает мичманом на бриг (28 пушек) под руководство дяди. Там набирается азов и с 1795 служит уже лейтенантом на 38-пушечном корабле, который несет службу у берегов Америки. После возвращения в метрополию попадает на линейный корабль в качестве восьмого лейтенанта. Тогда же его обвиняют в неуважении к первому лейтенанту и приговаривают к штрафу. И, желая избавиться от строптивого офицера, назначают командовать линейным призом, добытым у французов. Во время шторма этот корабль чуть было не тонет, но, благодаря самоотверженности капитана и его брата (тот служит вместе с Томасом), все завершается благополучно.
После сдачи приза в 1800 году получает звание коммодора и шлюп (14 орудий) в распоряжение. С которым бедокурит у земель француза в Средиземноморье. Коммодор Кокрейн за короткое время захватывает свыше полусотни вражеских судов. А в 1801 году совершает и вовсе невероятное – на своем шлюпе берет на абордаж 32-пушечный испанский фрегат! О чем судачат в гостиных Лондона целый год.
В июле 1801-го шлюп Кокрейна перехватывают три линейных корабля французов. Британцы оказывают ожесточенное сопротивление, но, лишившись управления, вынуждены сдаться. В знак уважения за храбрость Кокрейну возвращают шпагу. Так что в плену он коротает время на довольно льготных условиях. Домой вернется после заключения мирного договора в Амьене (1802).
На родине, живя на половинном жаловании, времени не теряет. И ходит на лекции в университете Эдинбурга. Правда, недолго. В 1803 возобновляется война, и родина вновь призывает Кокрейна под свои флаги. Ему дают 22-пушечный шлюп "Араб", когда-то считавшийся французским корсаром, и отправляют охранять спокойствие британских рыбаков. Корабль Кокрейна жутко неповоротлив, некудышный ходок при любой погоде, и потому капитан дает ему прозвище "Угольщик". Но и на этой посудине Кокрейн умудряется отличиться, захватив американского торгаша, который пытался провести контрабанду. Пока идет разбирательство, у правительства Британии возникают нежелательные дипломатические сложности с Америкой. И Кокрейна, лишив призовых, от греха отправляют вредить Франции, заменив угольщик на 32-пушечный фрегат.
Сначала на этом корабле, а потом на новом 38-пушечном, Кокрейн становится героем Британии и головной болью Франции, где его кличут не иначе, как "Волк морей". Волк захватывает купцов на глазах у охранения, совершает дерзкие высадки на побережье, громит береговые форты и сигнальные станции, заходит в устья рек и топит там вражеские корабли, считающие, что находятся в безопасности. Ну а атака французов 11 апреля 1809 года в Баскском заливе и вовсе считается классикой.
Кокрейн добивается аудиенции у Первого Лорда Адмиралтейства, излагая Генри Мальгрейву свой план атаки французского порта. Мальгрейв согласился с наличием здравого зерна в плане, но прямых полномочий не дал. Так что выходило, что вся ответственность ложилась на Кокрейна. Правда, его все же назначили командиром операции. Мол, сам придумал, сам и воплощай. Что сильно не понравилось командиру англичан – адмиралу Гамбье. И адмирал отвел свои силы на 9 миль западнее, предоставив "выскочке-кэптану" самому разбираться с французами.
8 захваченных у французов рыболовных судов переоборудовали, превратив их брандеры. Дополнительно имелся 44-пушечный фрегат, бомбардирское судно, вооруженное ракетами Конгрива и транспорт, забитый под завязку этими самыми ракетами. Атака прошла не очень гладко – 6 брандеров промахнулись и сгорели на мелководье. Зато остальные учинили сущий разгром в рядах противника.
По итогу атаки было уничтожено пять линейных кораблей и фрегат. Еще одиннадцать французов, уворачиваясь от ракет и горящих кораблей, засели на мелководье. На плаву оставалось всего два линейных корабля французов, и Гамбье оставалось только завершить разгром. Но он, получив сигнал Кокрейна, намеренно тянул с приказами, и время оказалось упущенным. Поражение французов так и не переросло в разгром.
По возвращении домой Кокрейн написал жесткий рапорт. Ознакомившись с ним, Первый Лорд инициировал процесс над Гамбье. Но военный суд, недовольный успехом Кокрейна, его острым языком и симпатиями к оппозиции, адмирала оправдал. А Кокрейн получил выговор – за несоблюдение субординации. В результате Кокрейн уволился со службы и подался в политики.
На новом поприще Кокрейн отличился и приобрел уважение в рядах оппозиции, но из-за ложного обвинения в биржевом подлоге был вынужден уехать в Южную Америку. Там он становится командующим флотом Чили. Затем переходит на службу Перу. Но из-за интриг и несговорчивого характера не удержался и там, хотя успел совсем очистить прибрежные воды от испанцев. Затем служит Бразилии. И, как когда-то разогнал испанцев, устраивает порку португальцам. Получает титул маркиза и массу наград.
Из Европы приходит известие о восстании в Греции, и Кокрейн спешит туда. Вот только там уже блистать не вышло, и так получилось, что он стал одной из причин, приведших к поражению повстанцев. Кокрейна бесславно вышвырнули из Греции, но тут оказалось, что в Британии со старого моряка сняли все обвинения, выдвинутые полтора десятка лет назад, и он смог вернуться.
В начале царствования Вильгельма IV лорд Томас Кокрейн возвращается на флот. Какое-то время числится контр-адмиралом. Потом получает вице-адмирала и недолго служит главнокомандующим Североамериканской и Вест-Индийской станцией. Потом возвращается домой в 1851 году и уже никогда больше не выходит в море. В 1857 году ему дадут адмирала, а еще через три года, в возрасте 84 лет Томас Кокрейн, 10-й граф Дандональда, маркиз Мараньяна, кавалер большого креста ордена Бани, умирает в курортном городке Лемингтоне.
× Поддержите нас в телеграме: @battlez
Не забывайте ставить "пальцы вверх" и подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала