Приветствую вас друзья! Консерватизм это не всегда плохо, но не до такой же степени!
В 1915 году лейтенант Уолтер Вильсон и промышленник Уильям Триттон совместными усилиями создали первый английский танк Mk I. Однако в 1917 году когда Триттон решил создать средний танк - будущий Mk A "Whippet", их пути-дороги разошлись. Вильсон был не согласен с предложенной концепцией машины и покинул проект на ранней стадии. Действительно, несмотря на успех применения "Уиппетов", обеспечивших большую мобильность танковым частям, новый средний танк страдал от целого ряда недостатков: малая мощность двигателей, сложное управление, жесткая подвеска.
Учитывая все эти слабые стороны "Уиппета", Вильсон решил разработать свой проект танка, который мог бы стать альтернативой машине Триттона. Собственно, он и назвал свой проект "Medium Tank Mark B" - "Средний танк Модель Б".
В своей машине он решил объединить элементы и "марков" и "уиппетов": от первых достался ромбовидный корпус с охватывающими его гусеницами, а от второго неподвижная рубка с пулеметным вооружением. Водитель и командир танка располагались спереди, в рубке. Здесь же находились и пулеметчики. В кормовой части корпуса, в отдельном отсеке, находились бензиновый 4-цилиндровый двигатель Ricardo мощностью 100 л.с., элементы трансмиссии и два топливных бака вмещавших суммарным объемом 386 литров. На танк устанавливалась 5-скоростная планетарная коробка передач (4-в перед и 1- назад). с цепным приводом к ведущей звездочке.
Толщина брони танка составляла от 14 мм - лоб и борта корпуса и рубки, до 6 мм - крыша и днище. Еще одной новинкой стало применение рациональных углов наклона броневых листов в лобовой части корпуса. Вооружение состояло из семи танковых пулеметов Гочкиса калибра 7,7 мм. Пять пулеметов монтировались в шаровых установках в рубке. Ещё два в дверях корпуса. На начальной стадии проекта Вильсон предполагал разработку варианта с пушечным вооружением (2-фунтовая пушка), но затем отказался от этой идеи.
В качестве ещё одного новшества на танке устанавливалось оборудование для постановки дымовой завесы. Резервуар с сульфокислотой располагался поверх выхлопной трубы.
Деревянный макет танка был готов в конце 1917 года и одобрен военными. Прототип же строился на фирме Metropolitan Carriage and Waggon Company, принадлежавшей Триттону и был закончен в сентябре 1918 года. Не дождавшись окончания постройки прототипа военные выдали заказ на 450 машин, последствие увеличив его до 700 единиц.
К моменту заключения перемирия в ноябре 1918 года ни один из заказанных танков не был достроен и, соответственно, в боевых действиях Первой мировой войны участия не принимал. Поскольку боевые действия закончились заказ сократили: всего было построено 102 танка. На службу же в британскую армию поступило всего 45 машин. Карьера их в вооруженных силах Его Величества была достаточно короткой - к 1925 году все Мk B заменили на более новые машины.
Однако повоевать ему все-таки удалось. 29 августа 1919 года английский танковый отряд прибыл на пароходе в Архангельск, занятый белой армией. Однако прибыли они не для поддержки русских белогвардейцев, а чтобы прикрыть эвакуацию войск союзников с русского Севера. В составе отряда было шесть танков: три тяжелых Mk V и три средних Mk B. Два танка - один Mk V и один Mk B - передали для подготовки русских танкистов. Курсы для подготовки танковых экипажей развернули на базе Архангельской пулеметной школы. Курсантами стали 10 офицеров и 24 рядовых из различных подразделений Северной армии. Обучение длилось один месяц. Преподавателями были английские офицеры и сержанты.
25 сентября 1919 года оба танка были включены в состав танкового отделения 1-го Автомобильного дивизиона белой Северной армии. 28 сентября оно отбыло на фронт в район станции Плесецкая. Здесь они впервые вступили в бой, причем в основном "наводил ужас на большевиков" Mk B, поскольку в условиях бездорожья и болотистой местности более тяжелый Mk V с трудом мог передвигаться.
11 октября танк поддерживал наступление белых на станцию Плесецкая, чем способствовал её захвату. при этом машина была повреждена артиллерийским огнем красных, но экипаж смог исправить поломку и отвести машину в тыл. В конце октября 1919 года отделение вернулось в Архангельск для ремонта танков и отдыха личного состава. На фронт танки вернулись только 25 ноября где приняли участие в боях на направлении Дениславское-Наволок. В середине декабря танки вывели с фронта на станцию Плесецкая, где они были погружены на железнодорожные платформы на которых и простояли до февраля следующего года. Перед отступлением из плесецкой в начале февраля 1920 года танки по железной дороге вывезли в Архангельск. Белый фронт рушился на глазах и теперь уже танки прикрывали эвакуацию Северной армии. Обе машины были брошены в Архангельске, где и были 21 февраля 1920 года взяты частями Красной армии в полной исправности.
В Красной армии танк прослужил до начала 1930 годов.
Оставшиеся два Мk B и один Mk V, вывезенные из Архангельска, англичане передали Латвии, где эти машины прослужили до середины 1930 годов. После вхождения прибалтийских республик в состав СССР в 1940 году, танки достались "по наследству" РККА. В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война им ещё пришлось повоевать: все три танка использовали при обороне Риги от немецко-фашистских войск.
Подводя итог можно сказать, что танк не получился. И связано это по большей части с консервативной конструкцией, не далеко ушедшей от классических "ромбов". Изначально задуманный как средний, по боевой массе он превзошел "Уиппет" на целых четыре тонны, и, не смотря на более мощный двигатель, развивал скорость на 4 км/ч меньше. Танк отличался теснотой и не был удобен в обслуживании. Довольно странным выглядит решение сохранить такой анахронизм как неподвижную рубку, в то время как вполне можно было бы установить вращающуюся башню, например по типу бронеавтомобиля "Ланчестер". Также для машины такой массы странным выглядит отсутствие пушечного вооружения, что существенно сужает её боевые возможности на поле боя. В общем "План Б" Вильсона не удался.
Источники: М. Коломиец "Танки в Гражданской войне", Г. Холявский "Энциклопедия танков", D. Fletcher "British Battle Tanks: The First World War", Журнал "Танкомастер" №1 за 2003 год.
Друзья! Если понравилась статья - ставьте палец вверх, оставляйте комментарии! Буду очень рад. Не забывайте подписываться на канал. И до новых встреч на "Историческом броневичке"!