Без разведки армия слепа, а без контрразведки – беззащитна. И если задача первого органа заключается в стремлении раскрыть секреты противника, то работа контрразведки направлена на то, чтобы оказывать парализующее воздействие на вражеские спецслужбы, что в свою очередь пытаются узнать чужую тайну и организовать разлад в тылу. В роли такого армейского щита в период Великой Отечественной войны выступила организация, получившая грозное имя «СМЕРШ», которая по итогам Второй мировой стала самой эффективной спецслужбой.
1943 год стал переломным в Великой Отечественной войне. Он же явился новой вехой в истории советской и германской разведок. Немцы поняли, что одной лишь силой оружия победы им не одержать, и поэтому начали делать повышенные ставки на методы тайной войны. Для этого были увеличены мощности конвейера по производству разведывательной агентуры.
К началу 1943-го на Восточном фронте действовало более 180 школ и учебных пунктов Абвера и СД (Служба безопасности рейхсфюрера СС – SD от Sicherheits d ienst) по подготовке агентов. И если за 1942 год они выпустили примерно 10 тысяч шпионов и диверсантов, то в 1943-м масштаб заброски агентуры в советский тыл вырос почти в полтора раза.
В свою очередь нарком обороны Иосиф Сталин, не дожидаясь германского удара в спину, принял решение придать работе военной контрразведки активный и наступательный характер. Для этого 19 апреля 1943 года секретным Постановлением Совета народных комиссаров СССР на основе Управления особых отделов НКВД было учреждено Главное управление контрразведки «СМЕРШ» с передачей его в ведение Наркомата обороны СССР. Возглавил службу комиссар госбезопасности 2 ранга Виктор Абакумов , получивший должность заместителя Наркома обороны. Он подчинялся непосредственно Верховному Главнокомандующему Вооружёнными Силами СССР Сталину и выполнял только его указания.
Одновременно с созданием Главного управления контрразведки было учреждено Управление контрразведки «СМЕРШ» наркомата Военно-морского флота под началом генерал-лейтенанта Петра Гладкова , докладывавшего о своей работе наркому ВМФ адмиралу Николаю Кузнецову. Тогда же образовался Отдел контрразведки НКВД «СМЕРШ» во главе с генерал-майором Семёном Юхимовичем , находившийся в ведении наркома внутренних дел генерального комиссара государственной безопасности Лаврентия Берии.
О разветвлённости ГУКР «СМЕРШ» НКО СССР и масштабности предстоящей работы говорила её организационно-штатная структура. Численность сотрудников главка, располагавшегося в Москве на улице Дзержинского, 2 (ныне Лубянка), составляла 646 человек.
1-й отдел занимался оперативно-чекистским обслуживанием Генерального штаба Красной Армии, штабов фронтов и армий, а также военной разведки.
2-й отдел ведал противовоздушной обороной, авиацией и воздушно-десантными войсками.
3-й отдел – танковыми войсками, артиллерией и гвардейскими миномётными частями.
4-й отдел руководил агентурно-оперативной работой фронтов, занимался борьбой с дезертирством, изменами, самострелами, отвечал за организацию заградительных отрядов, а заодно ведал редакциями военных газет, военными ансамблями и академиями.
5-й отдел отвечал за интендантское снабжение, военную медицину и военные перевозки.
6-й отдел занимался оперативным обслуживанием войск НКВД. Это пограничники, внутренние и конвойные войска, части по охране тылов фронтов.
7-й отдел вёл оперативный учёт изменников Родины, шпионов, диверсантов, террористов, трусов, паникёров и вообще антисоветского элемента. Сотрудники этого отдела проверяли высший командный состав, тех, кто входил в номенклатуру ЦК, наркоматов обороны и Военно-морского флота, а также шифровальщиков. Отдел давал допуск к секретной работе и проверял лиц командируемых за границу.
Наряду со старыми опытными кадрами СМЕРШ пополнялся новыми сотрудниками. В соответствии с обстоятельствами контрразведчиками становились вчерашние пограничники, лётчики, танкисты, артиллеристы, пехотинцы и моряки, военные и гражданские, мобилизованные в органы госбезопасности.
Для подготовки и переподготовки оперативного состава при ГУКР «СМЕРШ» действовали 4 школы (1-я Московская, 2-я Московская, Ташкентская и Хабаровская) со сроком обучения от 6 до 9 месяцев, выпускавшие в общей сложности 1350 спецов. Кроме того, четырёхмесячные курсы функционировали в Новосибирске и Свердловске, отправлявшие на фронт по 200 оперативников каждый.
В связи с реорганизацией службы полномочия смершевцев, как теперь называли особистов, значительно расширились. Главной их задачей оставалось сохранение в тайне планов наступательных операций советского командования и борьба со шпионажем. Помимо этого оперуполномоченные СМЕРШа внедряли свою агентуру в разведцентры Абвера, дабы минимизировать ущерб от их деятельности. С участием перевербованных агентов немецкой разведки устраивались радиоигры, посредством которых неприятелю поставлялась информация, вводящая командование вермахта в заблуждение относительно планов Красной Армии.
Но этим дело не ограничивалось. Смершевцы также сообщали в центр о бытовых условиях и проблемах в действующей армии: не воруют ли интенданты, получают ли солдаты мясо, водку, не хранят ли немецкие листовки. Иногда приходилось разбираться в конфликтах среди военачальников, а в критических фронтовых ситуациях даже расстреливать проявивших трусость солдат и офицеров.
Другие публикации этой серии: