Предисловие
Основным предком будущих чувашей были СЫБЫРЫ (прасувары), которые впоследствии совместно с ОГУР приняли участие в этногенезе БОУЛГАР. Самым пассионарным прабулгарским родом оказался СЭБЭР, который в 10-м тысячелетии до нашей эры вывел своих сородичей из очага цивилизации АДЛ (Южный Урал), где тогда свирепствовал мор. В пяти направлениях пошли будущие сувары и булгары: на Амур, на Инд, на Тигр, на Ра (АДЛ, Волга), на Крым. Везде народы из АДЛ создавали государства, умножая знания и дисциплину. Именно сэбэры, которых затем назвали СУВАР ("народ междуречья"), потому что они между Тигром и Ефратом создали два государства - Урарту и Субарту, явились соучредителями древнейшей цивилизации (ШУМЕР) и создателями древнейшей религии (не путать с язычеством), где ТЕНЧЕ - Вселенная, а ТУРА - Всевышний Творец. Не было тогда еще ни арабов, ни евреев, и не было еще тогда ни арамейского языка, ни иврита... А был аккадский язык, древнейший из семитских языков - язык общения народов Ближнего Востока: аккадцев, хурритов, урартцев, субарейцев... Деяния последних (субар) были зафиксированы в письменных памятниках послов и царей Египта, Аккада, Шумера, Ассирии, Вавилона, начиная с 25 века до н.э. (в шумерском эпосе "Энмеркар") и заканчивая в7 веком до н.э. (в письмах ассирийского царя Асархаддона). Несколько раз группы субарейцев возвращалась в Сибирь, на свою родину, оставаясь там и обогащая своим языком и культурой соседние народы. В 6 веке до н.э. остатки субарейцев переехали на территорию современного Азербайджана и создали там свое новое государство ПУЛУАДИ. В это же время по соседству было создано мощное Армянское царство. Будучи соседями, субары и армяне не воевали друг с другом (это исторический факт). В 4 веке до н.э. им все же пришлось принять участие в походах Александра Македонского против Индии и Средней Азии. А в 4 веке н.э., когда при Великом переселении народов хунны (гунны) ворвались в Европу, состоялось воссоединение родственных племен сыбырского народа - кавказские субары и сибирские субары оказались вместе и рядом. После смерти Атиллы и распада Империи гуннов пратюркоязычные субары и новотюркоязычные огуры породили новые народы: оногур, барсил, эсегел, утигур, кутригур, сувар. В начале 6 века сувары совместно с другими племенами создали новое Савирское / Суварское царство, которое арабы называли иногда Суур, иногда Беленджер, а европейцы именовали Царство Гуннов (остатков). В 7 веке великий Кубрат объединил оногур, утигур, кутригур и несколько других племен под единое огурское государство ВЕЛИКАЯ БОЛГАРИЯ (АСЛ БЛГАР). После смерти Кубрата его сыновья разошлись, нарушив принцип единства БУЛГАР, а через 30 лет АСЛ БЛГАР перестал быть как государство. Часть булгар (кутригуры) в конце 7 века начали создавать АДЛ БЛГАР (Волжскую Булгарию), где стали правящей (титульной) нацией среди волжских булгар; к ним присоединились в 9 веке суваро-булгары, в 6-7 веках правящие в Царстве гуннов. Под булгарами Волжской Булгарии всегда понимали с десяток этносов Приволжья. Государственным языком был среднебулгарский язык, сохранившийся в основе чувашского языка. Именно на этом языке говорили кутригуры, сувары, эсегели, беленджеры, буртасы, волжские славяне, и даже обулгарившиеся мари и эрзя. Сама Волжская Булгария была интернациональным государством, которое принимало под свое крыло всех без всякого шовинизма и ксенофобии... В 13 веке случилось необратимое: АДЛЗИ БЛГАР, стоявший на пути чингизидов в Русские земли, был жестоко уничтожен за пять кровавых лет: погибло более миллиона булгарских воинов! Среди этих героев были предки многих, кто живет сейчас в Приволжском крае. Вечная им память!
Предкам чуваш постоянно приходилось воевать: за свободу, за веру, за честь предков. Тысячи лет боевых действий... Даже здесь, на берегах АДЛ, суварам и булгарам, предкам "чувашей", приходилось воевать, но уже не только за свои национальные интересы. Это кто-то говорит сейчас: мол, чуваши - народ безобидный, их хаты, мол, только с краю... Много тех, кто любит судачить о чужой истории. А много и тех, кто любит возвышать "свою" историю, даже не изучив ее. Много, очень много шовинистов...
В 15 веке на месте бывшей Волжской Булгарии и бывшего Булгарского улуса Золотой Орды, возникло Казанское ханство, и в состав этого ханства вошли и будущие чуваши - только никто их тогда не называл "чувашами": могли называть булгарами, ибо всех без исключения жителей Волжской Булгарии до монголо-кыпчакского нашествия называли булгары (булгаре), могли называть на черемисском (марийском) суасами, так же как до сих пор марийцы называют северных жителей Татарстана (по привычке, ибо и там жили будущие "чуваши")... Говоря о Казанском ханстве, мы не будем употреблять этноним "татар", по той причине, что там смешалось сразу несколько народов и языков... Хотя и русские называли жителей ханства по-разному: булгарове, татарове, бесермене, черемисса, буртасса...
И лишь в начале 16 века появляется экзоэтноним "чюваша", изначально обозначавший не отдельный народ, а сословие: те, кто пашет и сеет... Другими словами, так называли ясачных земледельцев независимо от их национальной принадлежности. Кроме сословия "чюваш", было еще сословие "служилые": из числа русских, булгар, кыпчаков, монголов...
Шла нескончаемая война между Москвой и Казанью, которые были тогда двумя уже крупными полисами-конкурентами и которые поднялись во время Золотой Орды на централизованном сборе ясака. Прошли года...
Давно уж нет АДЛ БЛХАР, давно уж нет Золотой Орды, давно уж нет Казанского ханства, давно уж нет Московского царства... Все эти государства исторически поглощены сначала Российской Империей, затем Советским Союзом, а затем и Российской Федерацией.
Чуваши, насчитывающие полтора миллиона человек, стали одним из самых многочисленных этносов среди 200 российских народностей.
В 1551 году нагорные чуваши и нагорные марийцы добровольно вошли в состав Русского государства. Как это происходило и к чему привело?
Почему марийцы и чуваши в 1551 году перешли в Русское государство, под власть Ивана Грозного? Верно ли они поступили, приняв решение о добровольном вхождении в состав государства, с которым только вчера вели бои? Кто или что побудило их на такой громкий политический шаг?
ГОРНАЯ СТОРОНА
Основным населением образованного в 1438 г. Казанского ханства были: булгары, говорящие на булгарском языке (75%), татары, говорящие на кыпчакском языке (15%), марийцы, говорящие на марийском языке и др. С первых же лет правления в Казани крымского хана Улук-Мухаммеда начался процесс отатаривания прикамскмх и заказанских булгар, причем процесс этот проходил не только в форме ассимиляции, когда кыпчак (пришлый) женится (в лучшем случае, добровольно-принудительно) на местной булгарке (она и ее дети тоже начинают называться татарами), но и в форме политической вербовки, когда мужчина-булгар принимает ислам (если до этого не был мусульманином, хотя мусульмане-булгары уже были здесь еще с 10-го века), после чего и он, и члены его семьи также начинают себя позиционировать как татары - это как в случае с ялдебаром Алмасом, который в одночасье лишился верховной власти царя и своего булгарского имени, став эмиром Фадлахом, вассалом Багдадского халифа. Кыпчаки-ордынцы вели верную для себя политику: если нас мало, то надо сделать так, чтобы нас "стало" намного больше - и это надо будет сделать! Это по-чувашски говоря, КАЙРИ - МАЛА (кто отставал, тот стал ведущим).
Откровенно говоря, в Прикамье и Заказанье уже тогда нависла угроза исчезновения чувашей как народности (этноса). А был еще 15-й век...
Наступает не менее тяжелый для чуваш 16-й век. Вдоль Волги проходят нескончаемые военные столкновения между московскими и казанскими войсками, а местное население - "горные люди", "люди горной стороны" - все время страдают от этого. Что за Горная сторона? Чьей она была?
Горной стороной называлась часть Казанского ханства, территориально расположенная по оба берега Волги, где проживали и соседствовали так называемые (с легкой руки хазарского царя Иосифа) черемисы, то есть нагорные марийцы (собственно черемисы) и нагорные булгары (сувары).
В 1523 году русские на месте впадения Суры в Волгу возвели себе город ВАСИЛЬСУРСК и временно подчинили себе часть чуваш, мари и мордва.
В 1534 году эти чуваши, мари, мордва, а также подмосковные крымские татары участвовали в Русско-литовской войне.
В 1524-1549 годах Казанским ханством правил знаменитый Сафа-Гирей, при котором усилилось влияние крымских ханов и князей. Этот "казанец", который терпеть не мог казанских татар и булгар, нападал на Русь в 1535-1537 и 1541-1542 годах, дружил с Крымским ханом, Ногайским ханом, вел дружественную переписку с польским королем Сигизмундом Старым, где хвалился о своих "подвигах" по истреблению на Руси мирных жителей. В 1546 году Сафа-Гирей был изгнан самими казанцами, после чего просил ногайского хана Юсуфа выделить войско для возвращения казанского престола, обещав ногайцам взамен Арскую сторону и Горную сторону. Узнавшие об этом верховые чуваши и горные марийцы в ходе крупного восстания очистили свои земли от ханской администрации и войск. Для понимания: в период ханства Сафа-Гирея большинство селений Горной стороны было роздано казанским и крымским феодалам для сбора ясака. При Сафа-Гирее чувашская знать (тысячные и сотные князьки, десятники) находились в унизительном положении. Это стало основной причиной обращения чувашской знати к русскому царю в 1551 году...
В 1545 году Иван Грозный начал Казанскую войну. В январе 1546 года Сафа-Гирей был свергнут с казанского престола. На его место Москвой был поставлен касимовский хан Шах-Али, известный до этого как султан (князь) Шигалей. Однако в августе 1546 года Сафа-Гирей с помощью ногайского хана на время вернул себе власть в Казанском ханстве. Как раз в это время "горные люди" и обратились впервые к русским за военной помощью, чтобы окончательно свергнуть крымско-ногайское иго. Это обращение состоялось в начале декабря 1546 года: "...чтобы государь пожаловал, послал рать на Казань, а они с воеводами государю служить хотят" (Полное собрание русских летописей. Том 13. 1-я пол. СПб, 1904).
В ожидании прибытия русских войск "черемисские" вооруженные отряды стояли в Васильсурске и причем не один месяц. И только в феврале 1547 года Иван IV направил своих воевод во главе с князем А.Б. Горбатым (Димитриев В.Д. Вхождение Чувашии в состав Русского государства).
Одним из чувашских вождей, кто в 1540-50-х годах возглавил борьбу горных чувашей против Казанского ханства в период обостроения ксенофобии крымских татар против "язычников" был Ахкубек (АХКУПЕК). По версии доктора исторических наук Василия Дмитриевича Дмитриева, Ахкубек был сыном чувашского сотного князька Тогая (ТОКАЙ) (позже в честь него была названа Тогаевская волость рядом с городом Цивильск).
Отряды "горных людей" надеялись, что русские войска свергнут Сафа-Гирея, но реальной помощи со стороны русских властей оказано не было. А поэтому в 1547 году присоединение чуваш к русским не состоялось. Как говорится, "первый блин - комом" (спустя века, во время Второй мировой войны, русские также ждали открытия "второго фронта" целых три года).
Так почему же горные чуваши так хотели войти в состав Русского царства? Ведь авторитеты же отлично понимали, что русские не всегда надежны?
Первая причина: они были обессилены в период циничного опустошения золотоордынцами булгарских земель (шла попытка прямого геноцида).
Вторая причина: чуваши (остатки суваро-булгар) все время находились "между молотом и наковальней" в войнах между Московским царством и Казанским ханством, ибо, как верноподданные, обязаны были защищать пограничные земли Казанского ханства (то же самое делали и марийцы).
Третья причина: "горные люди" морально и духовно устали от угнетения и унижения отдельных казанских и крымских ханов и мурз - не только несли ясачное бремя и трудовую повинность, но и также подвергались попыткам исламизации и денационализации традиций.
В тот тяжелый и трагический период чуваши - потомки волжских булгар - окончательно поняли: возрождение своего национального государства - это пустые мечты и утерянная надежда. И чуваши выбрали меньшее из двух зол - политическую зависимость от Москвы взамен сохранения этноса от полного уничтожения со стороны казанских и крымских татар...
Прошло четыре года... 24 мая 1551 года русский ставленник, хан Шигалей, с войском высадился в устье Свияги и заложил город-крепость Свияжск.
27 мая 1551 года к нему явились с дарами старейшины горных людей и просили не воевать против них и принять их в Русское государство, заявив также, что татарские мурзы убежали в Казань. Как пишет русская летопись, они "град делати помогаху, хлеб же и мед и скот и всякую потребу в град привожаху". Затем они получили от Шах-Али (Шигалея) разрешение поехать в Москву к царю с просьбой приписаться к Свияжску.
Для решения вопроса мирного вхождения "горных людей" в подданство Московского (Русского) царства Грозный отправил своего дворецкого - этим человеком оказался князь Шабас Шамов. Иван IV выдал жалованную грамоту с "вислой золотой печатью": гарантировалось СОХРАНЕНИЕ ЗА ГОРНЫМИ ЛЮДЬМИ их земель, бортных урожаев и ясачнообязанного состояния, с освобождением от ясака на 3 года.
В течение всего лета 1551 года по 500-600 чувашей и марийцев ездили в Москву к царю Ивану IV, который жаловал гостей доспехами, конями, деньгами, дорогой одеждой, кормил и поил у себя за столом... Это было в первый и последний раз!
По указанию Москвы, горный отряд совершил демонстративную атаку на Казань, которая была отбита пушечным обстрелом.
Всë население Горной стороны было переписано и приведено к присяге в верности русскому царю. Таким образом, Чувашия была присоединена к России мирным путем, по прошению (челобитью) своих представителей (делегатов). Правобережная часть бывшей Волжской Булгарии стала верноподданной провинцией Московского царства, а левобережная часть бывшей стала подчиняться касимовскому хану Шах-Али.
Начиная с марта 1552 года Казань стала посылать на Горную сторону свои войска - с целью отторгнуть эти земли от России - и казанцам удалось на какое-то время вернуть себе земли, находящиеся восточнее Свияжска. Но уже в июне 1552 года эти земли силой были возвращены обратно. Спустя всего пару месяцев, в августе-сентябре 1552 года, в боях за взятие Казани в составе русских войск сражался 4-тысячный спецполк Горной стороны.
Горная сторона, бывший оплот и "главный ясак" Казанского ханства, стала землей Русского государства. Потеря этого нового Сувара (Междуречья), контролирующего значительную территорию между Волгой и Сурой, предопределила гибель Казанского ханства. Чуваши и марийцы бросили татар и-за беспредела властей и попыток насильственной исламизации.
Но сдержали русские власти гарантированные обещания или нет?
Сам царь Иоганн IV прибыл в Свияжск, ставший главной военной базой русских войск перед взятием Казани, только 13 августа 1552 года, где и поставил "все точки над "i": царь отказался возвращать Горной стороне автономию, мотивируя это так: "саблею взял до их челобитья" (типа, добровольного вхождения чуваш и мари не было, но были взяты силою).
А верховые чуваши и горные марийцы полностью выполнили данное слово. Все пленные русские были освобождены. На Казань они также пошли, но под пушечными выстрелами бежали (однако, сам факт похода был расценен как доказательство их верности). Позже нагорные марийцы и чуваши воевали против луговых марийцев. Как говорится, на все 100.
Русский царь поступил, как Иуда. В традиционной чувашской религии было принято, что грехи нельзя ни замолить, ни простить - следовало: грехи вообще нельзя совершать! Вот такая суровая религия была у чуваш. Решившись на добровольное вхождение в Русское государство, чуваши еще не знали, что их будут насильно обращать в религию, где совершать грехи можно, и прощать за грехи тоже можно. Когда царь Иоганн грозно объявил о том, что не было добровольного и мирного вхождения "горных людей", но было присоединение силою ("саблею"), уж тогда они поняли, куда попали: «Кашкăртан тарса, упа аллине лекрĕмĕр» (на чувашском).
В ответ на эту политическую проституцию марийцы и чуваши (горные) на дороге из Свияжска в Васильсурск (русский город на месте, где уже более западная река Сура впадает в Волгу) "убили много русских гонцов, купцов и людей, сопровождавших обозы с казенными грузами"... Око за око... По законам Ветхого Завета.
Русская власть ответила террором: были казнены 74 цивильских чуваша, а их имущество было отдано... доносчикам (стукачам). После этого события, горные чуваши, как и следовало ожидать, принимали активное участие в Русско-черемисской войне 1552-1557 годов.
Но, как считает В.Д. Димитриев, благодаря вхождению в Русское царство чуваши смогли избежать исламско-татарскую ассимиляцию и сохранили себя как волжско-булгарский этнос (современный чувашский народ). Ведь в казанском ханстве "почти половина левобережных чувашей - "худых болгар" - была отатарена". Но даже в составе России "отатаривание левобережных чувашей продолжалось", и избегая этого, "многие левобережные чуваши переселились в Нижнее Закамье и Башкирию", но "правобережные чуваши и значительная часть приказанских и заказанских чувашей Чуашской (Зюрейской) даруги (дороги) сохранились как этнос и численно увеличились за 450 лет примерно в 10 раз" (Димитриев В.Д. Мирное присоединение Чувашии к Российскому государству. Чебоксары, НАНИ ЧР, 2001).
ЧУВАШЕВА ГОРА
Академик Г.Ф. Миллер в «Истории Сибири» , написанной по итогам Великой Сибирской экспедиции 1733—1743 гг., обратив внимание на чувашскую топонимику и упоминания этноса чуваши, касаясь воинов-чувашей в войске Кучума, оборонявших Чувашский городок пишет: "Этот городок был заселён, по всей вероятности, чувашами, которых хан когда-то вывез из Казани". (Миллер Г.Ф. История Сибири. T. I. С. 229).
В сборнике «Сибирские летописи», где представлены Есиповская, Строгановская и Ремезовские летописи, 44 раза встречаются чувашские топонимы: Чувашьё, Чувашево, Чувашино, Чувашский мыс, Чувашская гора высокая, Чувашский городок, городок Чуваши, Чувашский град.
В Ремезовской летописи (кон. XVII – нач. XVIII в.) сказано, что в 1564 году сибирский хан Кучум взял в жёны дочь казанского хана и забрал из Казани множество чувашей и русских пленников в столицу Сибирского ханства (Ремезовская летопись по Мировичеву списку. С. 319-320).
Далее: 1 октября 1564 года казаки Ермака пошли в бой с кучумлянами, желая взять город Чувашский на горе Чувашской и здесь осесть на зиму. Говорится, что укреплен был город Чувашский окопами [редутами]. Не в состоянии взять чувашские позиции, казаки поплыли обратно в Атинский городок (Ремезовская летопись по Мировичеву списку. С. 329-330).
Летопись говорит, что у кучумлян не было огнестрельного оружия (только луки и стрелы, копья и сабли), но у чувашей было две пушки , казаки заставили их умолкнуть, и те сбросили их с горы в Иртыш. Когда стоял Кучум на Чувашской горе, то, видя большие потери среди своих, молился со слезами, но уже был беспомощен и опозорен, тесним невидимою силой, и задумал бежать. А сражались три дня без сна неотступно.
Как к сибирскому хану Кучуму попали чуваши и русские с пушками?
По результатам исследования академик Димитриев В. Д. сделал вывод, что отряд служилых чувашей, отправленный казанским ханом Гиреем в 1520-х гг. в город Сибирь [15], который был размещён на мысу, который после этого получил название Чувашский мыс. Воины-чуваши возвели там городок, укреплённый с двух сторон неглубоким рвом и низким валом. В городке стояли служилые чуваши и русские пушкари, затем — их потомки. Сражение 1-3 октября 1581 года состоялось между отрядом Ермака и чувашами, на стороне которых против русских также сражались прибывшие во главе с ханом Кучумом татарские отряды .
Сибирь (Сибир, Сибер, Ибер, Искер) — столица Сибирского ханства. Город находился на правом берегу реки Иртыш при впадении небольшой речки Сибирки, в 17 км выше современного города Тобольск. Сегодня это памятник археологии «Кучумово городище». Ранее местность называлась «Кашлык», а также Сибирь — от названия древнего народа сыбыр , некогда заселявшего территорию Зауралья. Впервые город упомянут в 1367 году на карте братьев Пиццигани, где изображён под названием Sebur. 26 октября 1582 года, после поражения сибирского войска в битве при Чувашском мысе, город был занят отрядом Ермака.
Символично, не правда ли? Только после поражения чувашей русские взяли Сибирь. Ведь Казань тоже была взята лишь после того, как чуваши перестали защищать Казанское ханство (из-за религиозных гонений).
РУССКИЕ ГОРОДА ВОЛГО-СУРСКОГО МЕЖДУРЕЧЬЯ
Русские построили в Чувашии свои города-крепости: Свияжск (1551), Алатырь (1552), Чебоксары (1555), Цивильск (1589), Ядрин (1590).
СВИЯЖСК был построен на острове изначально суварской реки Свияга (этимология слова: чувашское Сĕвé → марийское Свэ йогын "река Сĕвé") как форпост для подготовки военной базы при походе на Казань в 1552 году (на строительство было привлечено примерно 75 тысяч человек).
АЛАТЫРЬ был построен как укрепление в устье реки Алатырь ("русское" слово от мордовского гидронима Алторле). Был заселен стрельцами.
ЧЕБОКСАРЫ были построены на месте впадение в Волгу реки Чебоксарка (от марийского Чебакс-арька "речка Чебакса") как кремль (крепость) на месте бывшего суварского форпоста Старый Сувар (примерно 865 года), построенного суварами, которые вместе с хазарами поднялись по Волге после 863 года, спасаясь от арабского нашествия (хазары остановились ниже и основали свой форпост Хазан, недалеко от которого сейчас расположен современный город Казань, основанный в 1438 году). Люди Старого Сувара (суваро-булгары) были цинично выселены на свободные земли недалеко от города (один из населенных пунктов, где проживают в настоящее время потомки этих суварцев, находится примерно в 15 километрах от современных Чебоксар - это деревня Шобашкаркассы).
ЦИВИЛЬСК был основан как укрепленный пункт при слиянии рек Большой Цивиль и Малый Цивиль ("русский" вариант чувашского названия реки Çавал "этот край") на месте бывшего административного центра ЧВАШЕН (Чувашского края), который назывался ÇĔРПŸ (СЮРБЕЙ) в честь знатного титула чувашей тех лет. Çĕрпÿ в военное время был командиром армии 100-тысячного войска (главнокомандующим), а в мирное время выполнял функции главного чувашского чиновника (губернатора). В Чувашии есть населенные пункты с названием Сюрбеево - так, южнее города Цивильск расположено село Новое Сюрбеево. Это селение основали те чуваши, которых вежливые русские попросили оставить свой будущий город, после того, как сюда пришли русские стрельцы, пушкари, строители, боярские дети, православное духовенство. Чувашские горожане стали сельскими тружениками, которых обязали пахать, сеять, платить ясак.
ЯДРИН стал военно-феодальным укреплением на месте бывшего селения ЕТĔРНЕ ("край Едера", "земли Едера"). И ядра, нарисованные на гербе города, имеют абсолютно символическое значение! В свое время здесь был самый западный форпост Волжской Булгарии и Казанского ханства.
ВМЕСТО СОТНИКОВ - ТАРХАНЫ
Оказавшись под властью московского царя, чуваши лишились своей знати как таковой, ибо со временем она была просто уничтожена.
Если в Казанском ханстве чуваши имели своих представителей в органах власти, то в Русском царстве прав чуваш на такое представительство было заморожено вплоть до Великой октябрьской революции 1917 года!
До этого у чувашей были свои тысячники (ПИНПŸ), сотники (ÇĔРПŸ) и десятники (ВОНПŸ)...
После взятия Казани у чувашей появляется титул ТАРХАН (ТУРХАН), который им русские присваивали за особые заслуги перед Москвой: изначально его получили воины из числа конников, сражавшихся при взятии Казани в одних полках вместе с русскими детьми боярскими.
Позже титул "тархан" давался тем чувашам, кто принимал активное участие в мероприятиях по подавлению чувашских восстаний. Тарханы освобождались от хлебного и денежного ясака, других податей и множества повинностей (работной, подводной, постойной, дорожной). Поместья тарханов были небольшие (Димитриев В.Д. Документ о землевладении чувашских тарханов в первой половине XVII века).
Так, в 1602 году Яникен, чуваш из деревни Яндоба Юмачевской волости Курмышского уезда, донëс чебоксарскому воеводе Г. Пушкину о том, что готовится восстание чувашских крестьян. За это он был пожалован в служилые тарханы и получил в награду большую земельную площадь в бассейне реки Була, мельницу на реке Шоре и кабак на Казанской дороге между Чебоксрами и Свияжском. Пожалованная земля располагалась в "Диком Поле", в краю опасном для тех лет, но Яникей все же на своих новых землях поставил дворы. Однако жизнь народного предателя после этого оказалась недолгой: был убит в ходе очередного восстания 1605 г. После его смерти тарханское звание, земли, мельницу и тот самый кабак унаследовал его старший сын Яникеш, который тоже жил недолго. Был еще младший, Яндемир - но будучи малолетним и не "поспевший" по возрасту в службу - права на наследство лишился, что было зафиксировано во владенной выписи от 20 июля 1638 года.
Все чувашские сословия и титулы были упразднены во время правления Петра Первого в начале 18 столетия. Всех чуваш Петр Великий сделал государственными крестьянами и посадил их не только на натуральные и денежные ясаки, но и загрузил трудовыми и рекрутскими повинностями. А когда рубили по его приказу дубы для кораблей российского флота, то ставили рядом с лесами трактиры, а платили рубщикам живыми деньгами и заманивали каждый раз туда, где пропивались и снова шли работать.
А еще раньше, но уже при царях династии Романовых, стали русские власти "разбавлять" население чувашской земли касимовскими людьми, ссылаясь на то, что надо укреплять Засечные черты (военные рубежи) Дикого Поля от нападений башкир и ногайцев. Зачем же чувашей надо было "разбавлять", спросите Вы. Я отвечу: разбавляют, как правило, что-то крепкое. А есть такая политическая стратегия: разделяй и властвуй! Цель этого "разбавления" одна - ослабить воинственность и национальное самосознание чувашского народа, представители которого в 1612 году пошли в составе народного ополчения освобождать Москву и Руссское государство от польских интервентов - потому что в это время большинство русских и нерусских, как принято сейчас говорить, бояр и других знатных людей сидели и дрожали в Кремле, не осмелясь поднять меч даже на ослабленных голодом шляхов! Вот главное дежавю русских властей. Зачем помнить о т ом, кто реально спас Родину от опасности? Главное - во власть включить своих людей! А что народ: побесится и успокоится. Но стал успокаиваться народ - были десятки восстаний. Пришло решение: запретить кузнечное дело. Запретили. А чуваши и марийцы стали использовать деревянные вилы и копья, да и луки боевые к тому времени были у многих затарены, как "максимки" после Гражданской войны. И решили таких, как чуваши, "разбавить". Заселить в этих краях тех, кто будет федеральную линию лоббировать, а национальное и традиционное - бойкотировать. И стали потихоньку заселять Чувашский край русскими и татарами. С русским понятно еще с самого начала - возникли целые города: Чебоксары, Ядрин, Алатырь... А как татары появились между чувашскими деревнями? Как возникло, например, крупнейшее татарское селение Шыгырдан, насчитывающее более 5 тысяч жителей? Две версии: первая - булгары-муслимы, мол, сюда заселились еще в 14 веке. Друзья, скажу Вам со всей ответственностью: булгары-муслимы были уничтожены монголо-татарами еще в 13 веке, а в 14 веке Батыревский район был пустым, а территория будущего района относилась к Дикому Полю. Версия втора: основана в 17 веке касимовскими людьми. А кто такие касимовские люди? Правильно: татары, только крымские. А где они жили в это время? Верно: недалече от Москвы (когда-то земли были дарованы хану Касиму при таких-то обстоятельствах за такие-то заслуги). А какие были они, знает кто-нибудь? Мало кто знает. А вот иностранные послы записали (и книжка имеется, и хранится она в солидной библиотеке солидного вуза страны - МГИМО): "Адамъ Олеарiй. Описанiе путешествия въ Москвiю и черезъ Москвiю въ Персiю и обратно" (в переводе на русский). С.-Петербургъ, Издание А.С. Суворина, 1906). В оригинале текст магистра Олеария писался в 1647-1671 годах. В составе немецкого посольства Адам Олеарий знакомится с Кремлем в 1634 году и описывает один из кремлевских эпизодов так:
"12-го декабря мы видели, как поехали в Кремль 72 крымских татарина, которые все именовали себя послами. Великий князь целых три часа сидел перед ними и сам выслушивал их просьбы. Они разместились, по своему обычаю, на полу в аудиенц-зале и каждому из них, как нам рассказали, подано было по чаше мëду. После этого двоим знатнейшим даны были кафтаны из золотой парчи, а другим из красного, а ещë иным, по нисходящему порядку, кафтаны похуже, вместе с собольими и другими шапками. Спускаясь из Кремля, они несли эти подарки, навесив их поверх своих костюмов. Эти народы жестоки и враждебны. Они живут в обширных, далеко разбросанных местах к югу от Москвы. Великому князю у границ, особенно близ Тулы, они доставляют много вреда, грабя и похищая людей. Правда, раньше царь Феодор Иванович построил там в защиту от их нападения вал более чем на 100 миль, срубив леса и прокопав канавы, однако теперь мало от этого пользы. Они часто приезжают с подобными посольствами, но только для того, чтобы, подобно вышеупомянутым, забрать что-нибудь и получить подарки. Его царское величество в таких случаях не обращает внимания на расходы, только бы купить мир. Однако, они хранят мир не дольше, чем им это кажется выгодным".
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ
Земля, которую обрабатывали чуваши, считалась гоcударственной. За это надо было платить налоги деньгами и зерном. На конец XVIII века это было ежегодно по 8 пудов ржи и денег от продажи 20 пудов ржи. Отдельно надо было платить за места, где ловили рыбу, охотились, делались мельницы, за пчелиные места в лесах, за свадьбы, куплю-продажу товаров и т. п. С них собирали деньги на содержание воевод и других государственных служащих. К тому же, была очень высокой цена на соль и другие товары, почти не доступные простому люду. Для простого крестьянина все это вместе составляло весьма обременительную сумму. А в неурожайные годы положение чувашей особенно ухудшалось. Кроме всего этого существовало много повинностей: заставляли бесплатно перевозить государственные грузы и людей, воинские команды, из своего материала строить и ремонтировать дороги и мосты, работать на казенных заводах, служить на оборонных линиях. На войну с каждых шести дворов чуваши должны были отправлять одного обеспеченного всем необходимым, в том числе и конем, солдата. Во время сборов налогов помощники воевод всячески обворовывали крестьян, унижали и издевались над ними. Заступиться за крестьянина было некому. Все делопроизводство велось на русском языке. И часто бедный чуваш оставался ни с чем. С 1705 года срок солдатской службы увеличился до 25 лет. Еще более подорожали товары. Чтобы купить мешок соли, крестьянину нужно было продать 8 мешков ржи. В XVIII веке уезды объединили в губернии. Чуваши оказались в Казанской и Симбирской губерниях. Теперь крестьянам приходилось содержать и губернское правление. Часто крестьян угоняли строить пристани, верфи, города. Немало чувашей в грязи и сырости болот строили столицу тогдашней России — Петербург...
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Чувашей - вчерашних воинов и охотников - сделали крестьянами, а к ним направили русских и татарских купцов: одни производят, а другие скупают и спекулируют. С одних - налоги, с других - ничего. Ничего не напоминает? А чтоб народ еще более терпел - насильно в христианство.
Чувашские воины по зову шобашкарского князя Буртаса шли на войну, чтобы освободить Москву от польских захватчиков в составе ополчения Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина в 1612 году и с поставленными задачами успешно справились. Поэтому День народного единства является для чувашей особым и замечательным праздником.
Однако царские власти, забыв эти боевые заслуги, все же продолжили геноцид, начатый еще в 14 веке сторонниками новой восточной веры, когда народ потерял из своих рядов сотни тысяч представителей традиционной веры, основанной на толерантности и любви к Миру.
Царские угнетатели ввели режим еще более агрессивного геноцида, вплоть до казни чувашских авторитетов и массовой стерилизации здоровых мужчин, чтобы свести наиболее оппозиционные чувашские роды на нет, а также жесткой политики "добровольного" крещения.
Слава Революции 1917 года и вечная память великому Ленину, который дал российским народам право на автономию! Низкий поклон истинному патриоту чувашского народа Дании́лу Семёновичу Эльменю, который лично добился у Владимира Ильича Ленина образования в 1918 году Чувашской автономной области, где был первым председателем области.
Спасибо за внимание!