Найти тему
Анастасия Обуденкова

Как легко запомнить иностранные слова с помощью "Золотого списка"

В моей школе делали, кажется, все, чтобы навсегда отпугнуть от изучения иностранных языков, - скучные и долгие зазубривания, многочисленные пересказы текста без понимания. Только потом я поняла, что изучать язык можно совершенно по-другому, и есть классные методики, позволяющие наращивать свой словарный запас легко и с удовольствием. Одна из самых классных штук - это метод "Золотого списка".

Об этом методе я узнала недавно благодаря лекции Виктории Эсте в Молодежной библиотеке им. Светлова. Там каждый месяц устраиваются "Лингвобиографии" - это цикл лекций, где разбирают различные методы изучения иностранных языков на примере историй из жизни полиглотов. Полиглоты не зазубривают языки, они ими живут - впитывают, сравнивают, ловят знакомые слова и постепенно их наращивают. Эти истории из жизни полиглотов, их открытия и "фишки" и разбирают на лекциях.

Лекция Виктории Эсте в молодежной библиотеке "Светловка"
Лекция Виктории Эсте в молодежной библиотеке "Светловка"

Запоминать слова с помощью метода "Золотого списка" придумал полиглот Дэвид Джеймс. Этот метод хорош тем, что не требует каких-то специальных усилий - все происходит будто бы само собой - вроде ничего не делаешь, не зубришь и не пыхтишь над учебниками, а новые слова сами ложатся тебе в голову.

Метод "Золотого списка"
Метод "Золотого списка"

Чтобы начать, нужно всего лишь взять лист бумаги, разделить его на четыре квадрата и в левом верхнем написать 20 иностранных слов, которые хочется запомнить, вместе с переводом. Лучше разграничить эти квадраты по цветам и сделать их разными цветами (либо писать разноцветными ручками в каждом квадрате). И все - на этом можно убрать список на две недели.

Первый шаг - записать 20 иностранных слов с переводом
Первый шаг - записать 20 иностранных слов с переводом

Через 14 дней достаем этот список и проверяем, что из этих слов запомнилось. Как правило, 5-7 слов из двадцати запоминаются сами собой, несмотря на то, что две недели мы их не повторяли. Отлично! Теперь осталось запомнить уже не 20, а 14 слов! Выписываем их в правый верхний квадрат. И снова "забываем" о списке на две недели.

Второй шаг - выписать в правый верхний квадрат те слова, которые не запомнились
Второй шаг - выписать в правый верхний квадрат те слова, которые не запомнились

Через две недели достаем, снова проверяем, насколько слова запомнились. Обычно из второго списка можно вспомнить еще 3-5 слов. Итого среди "незапоминающихся" слов остается уже не 14, а 10. Откладываем еще на две недели.

Третий шаг - заполнить правый нижний квадрат теми словами, которые пока не отложились
Третий шаг - заполнить правый нижний квадрат теми словами, которые пока не отложились

У нас остался не заполнен только один левый нижний квадрат. Сюда нужно вписать слова, которые не запомнились из предыдущего правого нижнего квадрата. Как правило, остается 5-7 слов. Через две недели они сами запомнятся, ведь это уже не 20 непонятных слов, а всего лишь 5.

Финал - записать в левом нижнем углу самые сложные для запоминания слова
Финал - записать в левом нижнем углу самые сложные для запоминания слова

Этот метод позволяет запоминать слова, не прикладывая больших усилий (нужно только не забывать ставить напоминалки через две недели, чтобы совсем не забыть про список). Из минусов - требуется довольно долгое время, этот способ не очень подойдет, если изучить слова нужно быстро. Хотя тут тоже есть вариант, как немного ускорить процесс: можно составлять такие списки из 20 новых слов каждый день. Тогда в итоге у вас будет 13 списков и 260 новых слов за 8 недель. И займет это все не больше 5-10 минут в день.

Кстати, этот метод хорош не только для изучения новых иностранных слов, но и просто для развития памяти. Если использовать такую штуку постоянно, можно через год обнаружить, что вообще запоминание чего-либо стало проще - информация укладывается будто бы сама собой. Этот метод очень хорошо показывает, что наш мозг запоминает все гораздо лучше, чем мы иногда думаем. Нужно только немного ему помочь и иногда повторить усвоенное - тогда информация не забудется еще долгое время.