Найти тему
Уютная история

Это полный провал! Как русские дворяне за границей учились

Оглавление

Многие русские цари восхищались европейским образованием. Столько было попыток наладить культурные связи с зарубежными вузами! Казалось, это так просто - отправляешь в Сорбонну юного неумеху, а через несколько лет получаешь обратно великолепного специалиста, который тут же начинает трудиться на благо родной страны, поднимает промышленность, разворачивает реки вспять, ну и прочее в том же духе. Однако программы зарубежного обучения русских дворян с треском проваливались. Каждый раз - по новой причине.

Бояре-невозвращенцы

Борис Годунов стал первым российским правителем, отправившим перспективных молодых людей на стажировку в Европу. Произошло это в 1602 году. Пятерых боярских детей послали в немецкий Любек, а еще четверых - в Лондон. Уже через год о студентах напрочь забыли - страну охватила Смута, Годунов сосредоточился на более насущных проблемах.

Тем временем, Германия пребывала в некотором шоке от славянских гостей. Дошло до того, что бургомистр города Любека написал в Посольский приказ официальное письмо, в котором жаловался на безобразное поведение русских студентов, сообщал, что двое из них уже сбежали из университета, а трое просто не хотят учиться. Бургомистр вежливо просил посла забрать буйных соотечественников домой. Посол же, в свою очередь, наотрез отказывался брать студентов обратно, пока принимающая сторона не обучит их разным языкам. Чем закончилась вся эта история с нерадивыми студентами - достоверно неизвестно, но, судя по всему, в Москву они так и не вернулись.

Зато есть интересная информация о судьбе четверых молодых бояр, отправленных на учебу в Лондон. О них в 1613 году, через 11 лет, вспомнил новый царь Михаил Романов. В Англию снарядили посольскую экспедицию с единственной целью - вернуть превосходно образованных специалистов в родные пенаты. Но не тут-то было. Британцы даже не подпустили русских послов к бывшим студентам. Оказалось, что двое выпускников давно уже работают чиновниками в Индии, третий принят на службу королевским секретарем в Ирландии, а четвертый, Никифор Алферьев, и вовсе принял англиканскую веру и даже стал местным викарием.

Лондон, 1616 год
Лондон, 1616 год

Последний случай особенно возмутил послов. Отступничество от православия? На родине Алферьева ждала смертная казнь. Вернуть отступника в Москву стало для послов делом принципа.

Русская делегация обивала пороги королевского дворца на протяжении восьми лет, но неизменно слышала только один ответ: «С Темзы выдачи нет». Король Яков заявил, что не собирается депортировать Никифора лишь за то, что тот исповедует одну с ним веру. Тогда послы решились на отчаянный шаг. Дьяк Грязев выкрал Алферьева прямо из его лондонского дома и спрятал в здании посольства. Однако английские друзья помогли Никифору бежать. Послы уехали ни с чем. Алферьев же прожил в Англии хорошую жизнь, завел восемь детей и мирно скончался в 1660 году в Хаммерсмите уважаемым всеми священником.

Воспитанники «профессора Быдло»

Петра I обычно изображают безоглядным западником, уничтожавшим все российское просто из чувства презрения. На самом же деле, Петр стремился модернизировать родную страну, сделать жизнь в ней более комфортной - используя для этого проверенные европейские инструменты. Ему нужны были помощники, и он отправлял за границу русскую молодежь большими партиями.

-3

Однако посланные в большинстве своем оказывались не готовы к восприятию новой культуры и знаний. Юные дворяне не хотели обучаться навигацким наукам, они без конца хныкали, жаловались и просили назначить их хотя бы последним рядовым сухопутным солдатом, только чтобы не лазать по реям в Саардаме. Князь Куракин называл своего роттердамского профессора Бидлоо «профессором Быдло», а памятник Эразму описывал следующим образом: «Сделан мужик вылитой медной с книгою».

Историк Василий Ключевский обобщает: «Бегали от науки на Афонскую гору, посещали «редуты», игорные дома, где дрались и убивали один другого, богатые хорошо выучивались пить и тратить деньги, промотавшись, продавали свои вещи и даже деревни, чтобы избавиться от заграничной долговой тюрьма, а бедные, неаккуратно получая скудное жалованье, едва не умирали с голоду, иные от нужды поступали на иностранную службу».

Словом, лишь немногие русские студенты петровских времен проводили время за границей с пользой для своего резюме.

Доморощенные парижане

При Екатерине II студентам и ездить никуда не надо было - вся Россия превратилась в одну большую галльскую провинцию. Императрица пропагандировала французскую литературу в своем знаменитом «Наказе», проповедовала идеи французского Просвещения. За время ее правления в стране вышло рекордное количество книг на языке Вольтера, да и переводные издания расходились как горячие пирожки. Французские путешественники, оказавшиеся в те годы в России, с удивлением отмечали, что «здешняя образованная молодежь - самая просвещенная и философская в Европе и знает более, чем оканчивающие курс в немецких университетах».

Франкофония доходила до абсурда. Забавный случай описан у историка Ключевского: «Один из образованных русских вельмож - Бутурлин, разговаривая с приезжим французом, парижанином, удивил его точностью, с какой он рассказывал о парижских улицах, гостиницах, театрах и памятниках. Удивление иностранца превратилось в настоящее изумление, когда он узнал, что Бутурлин никогда не бывал в Париже, а все это знал так лишь, из книг. Так, в Петербурге люди были знакомы с французской столицей лучше ее старожилов».

Впрочем, официальная программа зарубежного обучения в те годы тоже существовала. Самые способные кадеты из Санкт-Петербурга отправлялись в трехгодичное путешествие по Европе за казенный счет. На каждого выделялось по 800 рублей в год. В инструкции особо оговаривалось: «Всякое путешествие должно иметь предметом просвещение». Заметьте, в Европу посылались именно кадеты, ребята дисциплинированные и собранные, и уже хорошо выучившие французский язык. Лекции иностранных профессоров в этом случае ложились на благодатную почву. При Екатерине европейский университет действительно был логичным продолжением образовательного процесса, начатого в России.

Ассистентки «настоящих» ученых

После Екатерины интерес правителей к зарубежным вузам стал постепенно угасать. Николай I и вовсе любил повторять: «Чему там учиться? Наше несовершенство во многом лучше их совершенства». Император был уверен, что «те, кто выезжают за границу, возвращаются в Россию с самыми ложными и вредными о ней понятиями, не знают её истинных потребностей, законов, нравов, порядка, а нередко и языка». Николай максимально ужесточил правила выдачи загранпаспортов и даже запретил выезжать из страны подросткам с 10 до 18 лет .

Потомки Николая продолжили его антизападную политику. Россия демонстративно пошла своим путем. В 1860-х европейские вузы стали выдавать дипломы и докторские степени женщинам - а российские чиновники тем временем всячески препятствовали открытию в стране Высших женских курсов. Женщина должна быть матерью, а наукой пусть занимаются мужчины, постановило правительство.

Самые настойчивые барышни все же получали высшее образование за границей. К началу 90-х годов XIX века несколько сотен женщин отучились в европейских университетах и вернулись на родину профессиональными врачами, астрономами, химиками. Но здесь их никто не брал на работу. В лучшем случае выпускницы иностранных вузов, дипломированные доктора наук, устраивались в России преподавателями начальных классов женских гимназий.

Мария Васильевна Павлова, выпускница Сорбонны по специальности "палеонтология"
Мария Васильевна Павлова, выпускница Сорбонны по специальности "палеонтология"

Историк Ольга Валькова приводит примеры поразительной невостребованности образованных женщин в 1908 году: «П.В. Циклинская, имеющая степень “Docteur des sciences physiques” Женевского университета, 12 лет состоит ассистентом Бактериологического института при Московском университете… Выпускница Сорбонны, палеонтолог М.В. Павлова не могла получить никакой должности при Московском университете, а возможность обрабатывать его палеонтологические коллекции (работа, принесшая ей мировую известность) была предоставлена ей в качестве одолжения «только благодаря личному влиянию ее мужа, проф. А.П. Павлова, и проф. В.И. Вернадского» и, разумеется, безо всякой оплаты».

Императору Николаю II не хватило прогрессивности Петра Великого или просвещенности Екатерины Великой, чтобы по достоинству оценить успешный опыт Европы в женском образовании. Научный потенциал российских женщин так и остался невостребованным до конца правления Романовых.

Автор статьи — писатель и журналист Анна Пейчева
Новая книга автора —
«Роковой год цесаревича Николая»
Живая история каждый день —
«Уютная история» в ВК
Видеоканал «Уютная история» —
теперь и на Rutube

Не пропустите новые уютные истории подпишитесь на канал!