Итак, уважаемый читатель, как ты догадался, сегодня мы не будем спускаться в глубины рок-андеграунда, вгрызаться в экстремальный метал и постигать сложность концепций интеллектуалов от рок-музыки вроде Дэвида Боуи и Pink Floyd . Сегодня у нас пойдет речь о музыке, которая была в свое время безумно популярной и собирала стадионы на территории одной шестой части суши, причем некоторые исполнители умудрялись собирать аншлаги в течение нескольких дней во время гастролей только в одном городе. Концерты естественно фанерные, но кого это в те времена волновало?
Сейчас такое вряд ли под силу даже топам вроде Шнура или, не к ночи упомянутых Григория Лепса со Стасом Михайловым. Было время, эта музыка была модной и популярной, а ныне некоторые со смущенной улыбкой признаются, стыдливо пряча глаза, ну да, был грешок, слушал я это, но вы не подумайте ничего! Я ж тогда школотой безмозглой был, сейчас то я уже другую музыку слушаю, вот гляньте плэй-лист у меня в смартфоне!
Эта музыка стала синонимом чего-то безвкусного и примитивного, порой имел место быть откровенный дер с западных хитов. Кое-кто из ее исполнителей связан со скандалами криминального характера. Тем не менее, этот материал я давно хотел сделать. Как бы кто к этой музыке не относился, это целый пласт в нашей культуре, как ВИА или бардовская песня, каким бы кощунственным кому-то не показалось это сравнение. Синтез евродиско в духе Bad Boys Blue, Camouflage и VideoKids с отечественной песенной традицией, берущей истоки в музыке тех же ВИА и городском дворовом фольклоре, дал весьма специфический и местами любопытный результат. И все с удовольствием прыгали на школьных дискотеках 89-91 годов под какой-нибудь Мираж или Кар-мэн.
В этот обзор я включил группы, прославившиеся на излете советской эпохе, ибо в 1991 году рухнул СССР, и перестройка сменилась «лихими 90-ми». Поэтому прежде чем писать в комментах: «а где Руки Вверх?», внимательно читайте преамбулу. И всякие «Веселые Ребята» с Юрием Антоновым и Валерием Леонтьевым тоже отношения к этой волне не имеют, так как они представители официозной советской эстрады, прославившиеся значительно раньше. Ну а теперь предлагаю начать путешествие в прошлое. Итак…
«Комбинация»
Пожалуй, эта группа, задуманная уроженцем города Саратов Александром Шишининым, занимавшимся в конце 80-х организацией концертов заезжих в родном городе, как женская версия Ласкового Мая, стала квинтэссенцией дурновкусия и вульгарности. Там всё было, что называется, «слишком». И имидж развязных гоподевок-петеушниц в ярких лосинах и с броским макияжем, и кабацкие интонации в музыке, и тексты с претензиями на скандальность. Да и само название двусмысленное, какая именно комбинация имелась в виду, каждый решал сам, хотя создатели группы от значения «женского нижнего белья» всячески открещивались.
С другой стороны, все это сыграло на популярность группы. Дух и нерв эпохи авторы песен группы – композитор Виталий Окороков и текстовики (извините, слово «поэт» здесь применить я не могу, уж увольте!) уже упоминавшийся Александр Шишинин и Юрий Дружков, уловили точно. В тех же хитах группы «American Boy» и «Московская прописка» они утрированно обыграли чаяния многих советских девушек того времени. Ну а чем не остросоциальная лирика?
В общем, понимание атмосферы поздней перестройки и ранних 90-х песни группы дают. И, конечно, стоит сказать, что упомянутый мной в преамбуле криминал жестко прошелся по группе: Александр Шишинин в 1993-м году был убит в собственном подъезде. Рефрен, часто повторявшийся в криминальных сводках того времени. Убийство осталось «висяком». После гибели первого продюсера группу под свое крыло взял Александр Толмацкий, да-да, отец того самого Децла, но удержать прежний уровень популярности он не смог. Впрочем, мы то знаем, что за редким исключением, поп-музыка – товар скоропортящийся, так что все закономерно. Хотя солистка первого состава Алена Апина смогла стать самодостаточной эстрадной певицей, но дама как-никак успела в юности музыкальное образование получить.
«Комиссар»
Эта группа просто типичнейший образец советской, а позже российской попсы рубежа 80-90-х. Тут слилось воедино все: и то, за что мы эту музыку ругаем, и то, что порой вызывает ностальгию по ушедшей юности. Простенький синти-поп без каких-то изысков в аранжировках, прилипчивые мелодии, жалостливо-надрывные тексты о женском вероломстве и любовных терзаниях и видимо (ну тут дамам виднее), чувственный голос вокалиста Алексея Щукина – в 1991-м году эти ингредиенты сработали.
К слову, сработали они и позже в случае с группой «Нэнси», но «Комиссар» был первым. Начали они весьма мощно, выпустив альбом «Наше время пришло» и завоевав премию «Овация», но затем приоритеты в шоу-бизнесе изменились. Тем не менее, группа существует и по сей день, правда новых альбомов не выпускает, а выступает по ресторанам и небольшим клубам с ностальгическими концертами. Видимо, желающие поностальгировать находятся.
«Анонс»
Я заметил, практически в любом жанре рано или поздно появляется свой условный мейнстрим и не менее условная альтернатива. Так вот, в советской перестроечной попсе этой самой альтернативой была ижевская группа «Анонс». В том виде, в каком группа стала популярна, она появилась в 1988-м году после знакомства композитора и певца Александра Касимова с текстовиком Юрием Хейфицем, работавшим под псевдонимом Борис Берг. Изначально с текстами у ребят было туговато, и они искали нужного человека. Это знакомство и предопределило дальнейший успех «Анонса». Весьма смелые и хулиганские для своего времени тексты с многочисленными аллюзиями на интимные отношения под актуальное на тот момент диско имели успех, причем безо всякой раскрутки.
Возможно, я ошибаюсь, но в телеэфир группа так и не попала. На то она и альтернатива, собственно. Но хиты «Оля и СПИД» и «Хулиган», тем не менее, знали и любили многие. Позже после появления «Мальчишника» и, разумеется, «Сектора Газа», интерес к «Анонсу» упал. На этом фоне анонсовские песни уже так не эпатировали, кроме того, и в музыкальном плане они явно уступали конкурентам. Однако группа запомнилась. Не просто так их уже упомянутая песня «Оля и СПИД» попала в саундтрек к фильму 2019 года «Бык», сюжет которого посвящен криминалу 90-х.
«Фристайл»
Не нравилась мне никогда эта группа, кстати, тоже провинциалы, из украинской Полтавы. Даже в нежном школьном возрасте, когда всяческая попса мне вполне заходила. Но вот казались они мне занудными.
Тем не менее, без голоса Вадима Казаченко, впитавшего слезы и надрыв всех безответно влюбленных пост-тинейджеров, не проходила ни одна школьная дискотека того времени, песню про желтые розы должны все помнить (к слову, про какие только розы тогда не спели, просто мания какая-то была, каждый попсовый текстовик считал должным наваять душещипательный хит про розы, главное, чтобы по цвету роз плагиата не было, тут уж спасибо цветоводам!).
Правда, кроме него, в группе еще имелись солисты: Анатолий Киреев и Нина Кирсо, но лицом группы все-таки был именно Вадим, у которого после ухода из группы успешно сложилась сольная карьера. Но вот лично мне группа не заходила, слишком уж они были рафинированными и прилизанными что ли, слишком правильными, без изюминки. Не хватало им дворовой задушевности «Комиссара» или «Ласкового Мая» или фирменного стильного мажористого лоска «Кар-Мэн». Впрочем, не сказал бы, что меня мегапопулярность «Фристайла» удивляет: все, что в поп-музыке в то время котировалось, у них было более чем, только вот постепенный уход от неплохого евро-диско в сторону кондовой кабацкой эстрады впечатление подпортил. Но поп-музыка не про творчество, а про зарабатывание денег, так что все закономерно.
«Мираж»
А вот эту группу, равно как и нижеследующую, я считаю одной из лучших в российской поп-музыке. В общем-то, именно такой она и должна быть. И лирическая героиня песен «Миража» для меня именно с мужской точки зрения привлекательнее, чем хабалки из «Комбинации».
Альбом «Миража» 1988-го года «Снова вместе» прекрасен, и это не сарказм. Этот альбом я выделил из-за вокала Маргариты Суханкиной, оперной певицы, к слову. Финская оперная дива Тарья Турунен вот в стиле пауэр-метал запела, а наша соотечественница предпочла евро-диско. Эх, скатился таки в сарказм. Но это ни в коей мере не умаляет достоинств этой группы. Цепляющие запоминающиеся мелодии (без мерзких кабацких интонаций, что замечательно!), сильный голос вокалистки и вишенка на торте – хард-роковые гитарные соло в середине песен в исполнении гитариста группы Алексея Горбашова. Вот за это отдельный респект, больше из нашей попсы так никто не делал. А вот использовать на сцене «поющие трусы» - этот прием использовали многие, и, увы, столь симпатичный мне «Мираж» не исключение.
Продюсер и композитор группы Андрей Литягин в концертных турах выпускал на сцену обладательницу яркой внешности, но с посредственными вокальными данными Татьяну Овсиенко, которая двигалась по сцене и открывала рот под фонограмму Суханкиной. А еще в этом качестве через группу прошли такие впоследствии известные дамы, как Ирина Салтыкова и Наталья Ветлицкая.
На загнивающем Западе вот за такие трюкачества с фонограммными концертами продюссеры поп-группы Milli Vanilli попали на огромные деньги и деятельность группы со скандалом была приостановлена. Но нашего добродушного и непритязательного слушателя такие пустяки, видимо, не волновали. Что, опять-таки, подчеркну, не умаляет талантов Литягина, Суханкиной и Горбашова, альбом они записали в 1988-м действительно классный. О дальнейшей истории группы я разводить тары-бары-растабары не буду, там были и записи с другой вокалисткой, и выяснение отношений с Суханкиной и Гулькиной (еще одна вокалистка группы, отметившаяся на дебютном альбоме группы «Звезды нас ждут», певшая своим, кстати, неплохим, голосом), и последующее примирение сторон.
Ну а сейчас деятельность группы сводится, как и у большинства их коллег по советской поп-сцене, к участию в мероприятиях из серии «Дискотека 80-х». Собственно, почему бы и нет?
«Кар-Мэн»
К этой группе я тоже отношусь с уважением, и по отдельности к Сергею Лемоху и Богдану Титомиру тоже. Это самая стильная группа на отечественной поп-сцене рубежа 80-х – 90-х, и, не побоюсь этого сказать, эталонный образец качественной попсы, по крайней мере по меркам отечественной поп-сцены того времени.
Ультрамодный на тот момент времени имидж, актуальная танцевальная музыка (а Вы разве на школьных вечерах не танцевали и не пытались приобнять смазливую одноклассницу? Нет? Ну, поздравляю, Вы редкостный зануда, видимо) и довольно-таки оригинальная лирическая составляющая.
Если большинство попсовиков сочиняли различные вариации текста про «мальчик девочку любил», у «Кар-Мэн» лирический герой песен делился впечатлениями о путешествиях по заморским странам: Лондон, Париж, Дели и так далее. Их дебютный альбом, вышедший в 1990-м году, так и назывался – «Вокруг света», а группа позиционировала себя как экзотик-поп-дуэт. Для страны, где свободный выезд за рубеж для широких слоев населения отсутствовал, это было ярко и интригующе. Сам альбом получился практически без проходных треков, все песни бодрые жизнерадостные поп-хиты.
Проект выстрелил, и вполне заслуженно. Через пару лет после создания из группы ушел ради сольной карьеры, получившейся весьма яркой, Богдан Титомир, а «Кар-Мэн» фактически стал сольным проектом Сергея Лемоха. После выхода еще пары неплохих альбомов звезда человека-машины закатилась.
«Ласковый Май»
Ну, куда без этой группы, коли речь у нас зашла о позднесоветских поп-звездах? Честное слово, если бы этой группы не было, ее стоило бы придумать. Да, в то время я особо эту группу не любил, предпочитая из попсы «Кар-Мэн», о которых была речь перед этим. Но не отдать должное всем людям – виновникам успеха этой группы, нельзя.
Пересказывать историю, как благодаря предприимчивости и авантюризму Андрея Разина этот состоящий из воспитанников детских домов коллектив прошел путь от безвестной группы из глухой провинции до суперзвезд всесоюзного масштаба я не вижу смысла, кто интересовался, ее прекрасно знают.
И как беззастенчиво и цинично Разин и компания устраивали гастрольные чесы по городам и весям тогда еще единого СССР добрым десятком составов с еще большим количеством вокалистов под «фанеру» с одного и того же голоса, тоже всем известно.
Группа «Ласковый Май» могла давать в один день одновременно концерты в нескольких городах в самых разных географических точках. Доходило до того, что парни выходили на сцену с картонными муляжами музыкальных инструментов, и никто подвоха не замечал, либо просто не фокусировал на нем внимание. Но стоит отметить, что все это безумие началось без какой-либо раскрутки по ТВ и радио.
Это «Иванушки» с «Руками Вверх» из ящика не вылезали, а «Ласковый Май» показали по телевидению уже после того, как пронзительный подростковый голос Юрия Шатунова с песнями про белые розы и розовый вечер звучал из окон многоэтажек и кооперативных киосков. Телеэфиры лишь констатировали уже сложившийся факт, что в советской поп-музыке появились новые суперзвезды и эпоха ВИА канула в лету.
О самой музыке «Мая» писать смысла не вижу, у тех же «Кар-Мэн» с «Миражом» она была поинтереснее. Олды вроде меня это неоднократно слышали, а молодежи эта музыка совершенно не нужна, даже ради ознакомления в рамках курса новейшей истории. Но эта группа появилась в нужное время в нужном месте. И раскрутиться она таким способом могла только тогда, и существовать сколь наглым, столь и причудливым способом тоже могла только тогда. И неспроста Разин, как грамотный и расчетливый бизнесмен, закрыл лавочку, что называется, на пике. Вовремя уйти тоже надо уметь. И хотя он годами позже в интервью бахвалился, что, дескать, стоит ему в шоу-бизнес вернуться, и вся касса будет его, а всем актуальным звездам срочно придется идти на биржу труда, мы понимаем, что он лукавит. Ибо время изменилось, и наивные сиротские песенки бывших детдомовцев уже перестали быть кому-либо интересны. А запустить проект, который был бы актуален в новых реалиях шоу-бизнеса, не так-то просто. Надо играть по новым правилам. Тут Юрием Айзеншписом надо быть или Игорем Матвиенко. Потому-то Разин и не стал дальше в шоу-бизнес играться. Он себя и без него более чем неплохо чувствует. Чего не скажешь о многих участниках многочисленных составов, не все из которых смогли найти себя в жизни после «Ласкового Мая». Впрочем, это уже отдельная история.
Вот такой вот получился экскурс в совсем недавнюю историю. Подборка эта носит субъективный характер. Наверняка кто-то вспомнит группы, с которыми связаны какие-то свои личные воспоминания. И вы, как и я, наверняка слушаете уже совсем другую музыку. Но группы, про которые я написал, как бы к ним кто не относился, определенный след в нашей культуре оставили (ну или наследили, если хотите), и они заслуживают того, чтобы про них лишний раз вспомнить, хотя бы и из чисто ностальгических побуждений.
А на сегодня все, спасибо вам за внимание и до новых встреч.