Федотов Павел Андреевич (1815 — 1852) - выдающийся русский живописец и график, который признан как зачинатель критического реализма в русском искусстве. А за этими словами - короткая жизнь талантливого художника, ставшего в 33 года академиком без художественного образования.
П.А. Федотов родился в Москве в бедной многодетной семье отставного офицера. Тяжелое материальное положение и было основной причиной, по которой его отдали на казенное обучение в 1-ый Московский кадетский корпус, который он окончил с отличием. В период учебы увлекался математикой и химией, пел, играл на гитаре, рисовал карикатуры и портреты, очень популярные среди кадетов и офицеров.
Затем в течение 10 лет служил в Финляндском полку в Санкт-Петербурге, посещал вечерние рисовальные классы при Императорской Академии художеств, брал частные уроки.
Его веселый и общительный характер, юмор привлекали к нему разных людей, которые восхищались его рисунками.
Ему было разрешено уйти в отставку, по существу, в качестве признания и поощрения его живописных работ.
В самом начале он рисовал карикатуры, портреты окружающих, затем его привлек батальный жанр (причем, не битвы, а жизнь офицеров и солдат).
Затем в его творчестве появились портреты маслом (среди них признанный шедевр «Портрет Н. Жданович за клавесином») и жанровые картины - забавные сценки из жизни горожан, сначала назидательно- карикатурные («Кончина Фидельки»).
Однако постепенно изображаемые им частные истории становятся обобщенно-типичными. Любая картина — целый роман. Хотя сюжеты художник иногда брал как раз из газет, литературы. Картины П.А. Федотова интересно рассматривать, их внутренний смысл раскрывается не сразу, а по мере того, как начинаешь видеть - рассматривать детали.
Приходилось читать, что художник обличал снобизм, алчность, тупость, невежество... Мне кажется, если вначале он и пытался обличить и перевоспитать своими картинами, то со временем он ушел от сарказма и насмешки, его просто интересовали люди в разных ситуациях, он хотел делиться своими наблюдениями, при этом, кто-то ему был симпатичен, а на кого-то он смотрел с юмором, иронией. И это отношение очень прочитывается по картинам — по деталям, по композиции, цвету, которые и раскрывают смысл его работ.
Любопытно, что П.А. Федотов сочинял стихи, раскрывающие сюжеты своих картин. Хотя картины явно лучше стихов). «Казнил он этих любимцев своих деликатно, вовсе не подымаясь выше их уровня, боясь обидеть их, деля их обыденные интересы, сетуя на то же, на что и они сами нередко сетовали».
Небольшой период славы и признания приходится на 40е годы. Именно в этот период созданы «Свежий кавалер» (1846) — в виде смешной и грустной пародии на героические полотна в античном духе показана «очень современная во все времена» тема, затем «Разборчивая невеста» (1847) — опять вечная тема, в данном случае навеянная басней И.А. Крылова, и «Сватовство майора» (1848) — очень востребованный во все времена брак-сделка, а какие там колоритные персонажи! Были выставки, фурор, заказы. В 1848 году Федотов получил звание академика живописи.
Художник старался писать с натуры, бродя по улицам, долго искал подходящие «декорации» и лица, искал позы, жесты, создавал массу зарисовок, набросков и только затем приступал к работе над картиной. Например, обстановку дома невесты художник «срисовал» с трактира. Иногда создавал несколько вариантов одной темы, т.к. он не был удовлетворен первым вариантом.
В 1849-1950 П.А. Федотов создает «Завтрак аристократа» («Не в пору гость»). Богатая обстановка, роскошная одежда и убогий завтрак — кусочек черного хлеба, который герой прикрывает, чтобы не увидел гость. Потрясающая композиция, цвета, сущностные детали, раскрывающие содержание — карты, пустой кошелек, газета с рекламой. Контраст внешнего, желание пустить пыль в глаза, и сущностного, убогого существования, — опять вечная и очень современная тема. Главного героя просто жалко.
Однако вскоре П.А. Федотов попал в немилость как участник кружка петрашевцев, кончились деньги, проявилась болезнь глаз, появились другие серьезные проблемы со здоровьем. Меняется характер: художник замыкается в себе, но продолжает искать темы, сюжеты, начинает и не заканчивает работу, если сюжет перестает интересовать. Меняется и настроение в его картинах: появляются другие тона, мрачность, тревога, из картин уходит свет, присущий ранним полотнам.
В 1851 — 1852 годах он пишет несколько известнейших работ:
«Вдовушка» - образ страдающей женщины, чья жизнь разбита, а перспективы туманны и скорее грустны. В одном из вариантов на портрете умершего мужа художник изобразил себя.
«Анкор, еще анкор!» - по существу называется «Еще, еще, еще!», чтобы подчеркнуть монотонность, повторяемость. И несмотря на прыгающую собаку, в картине тоска, грусть, одиночество, и ничего не происходит. В данной работе нет обычной проработки деталей, нет лица у персонажа. Но она запоминается ощущением бессмысленности такого существования.
«Игроки» (1852) - последнее произведение художника. На картине взгляд проигравшегося хозяина явно безумен, игроки-манекены, пустые рамы, мрачная и жутковатая комната и опять - трагическая бессмысленность.
Постоянный труд с утра до вечера, не сложившаяся личная жизнь, часто практически нищенское существование, т.к. половину даже небольших доходов художник отдавал отцу и сестрам, погашал чужие долги, платил на съемную квартиру. Пользуясь его бедственным положением, картины у него покупали за цены, которые были явно меньше их настоящей стоимости.
Видимо, от вечного безденежья, от личной неустроенности, от отсутствия так необходимого признания, от невозможности решить бесконечные проблемы родных, П.А. Федотов тяжело заболел в умер в больнице для умалишенных в Санкт-Петербурге.
В последний день рядом с ним находился только его денщик Коршунов, который всю недолгую жизнь художника (37 лет) преданно ухаживал за ним и нередко служил натурщиком при создании героев картин.
«Деятельность Федотова, всего лишь в последние 5-6 лет ставшего настоящим художником … прекратилась на полуслове» (А.Н. Бенуа).
П.А. Федотов создал совсем немного картин (около 40), но, пожалуй, даже одной из названных было бы достаточно, чтобы его имя осталось в истории искусства навсегда.