Продолжение, предыдущая статья здесь. В своих первых мемуарах «Летчики и космонавты» Каманин ничего не писал, как и когда про Аркадия стало известно широкой общественности. Там генерал просто поведал, как он сам, семья и боевые друзья радовались ордену Аркадия (умолчав, что орден уже второй), а потом подвел итог: «Войну он закончил кавалером двух орденов Красной Звезды и Красного Знамени». И все, и ни слова о том, как к сыну пришла известность.
В последних мемуарах он восполняет этот пробел. Но поначалу объясняет свои эмоции по этому поводу: «Я и моя жена в своем время пережили бремя широкой известности и славы и не считали, что Аркадий в годы войны совершил что-то необычайное, достойное особого внимания людей».
В этом месте я мысленно зааплодировал искренности, и даже какой-то самокритичности генерала, высказанной во второй половине фразы. Так же, как и последующей: «Мы считали, что десятки миллионов людей поступали так, как поступал наш сын…» Я вот только считаю, что «что-то необычное» в отношении сына совершил сам генерал Каманин, и это, на мой взгляд, достойно «особого внимания людей». Ну ладно, мне кажется, на странице 258 мемуары подошли к довольно интересной точке – рассказу, как к Аркадию пришла известность. Это заслуживает развернутой цитаты:
«… через 20 лет после нашей победы над фашистами в газете Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского инженер-полковник Георгий Александрович Дубинский опубликовал статью «Ему не было и 14 лет». Инженер Дубинский служил в годы войны в нашем корпусе, хорошо знал Аркадия и много раз с ним летал. Он рассказал несколько эпизодов из биографии Аркадия. Многих, кто читал эту статью и аналогичные статьи в центральных газетах и журналах, поразили не описания полетов Аркадия, а сам факт, что мальчишка в четырнадцать лет вылетел самостоятельно на самолете, совершил за последние два года войны более тысячи вылетов и был самым молодым летчиком – участником Великой Отечественной войны.
В те дни как-то зашел ко мне наш первый космонавт – Юрий Алексеевич Гагарин. Он был необычайно возбужден, в руках у него была газета «Труд» со статьей об Аркадии. «Николай Петрович, скажите, всё это правда, что тут написано о вашем сыне?» - спросил Гагарин. Я уже читал эту статьи и подтвердил ее содержание. Юрий Алексеевич засыпал меня вопросами, а когда я удовлетворил его любознательность, с ноткой укоризны сказал: «Николай Петрович, вы уже больше шести лет занимаетесь с нами – космонавтами и ни разу не рассказали о своем сыне, а ведь он настоящий герой, с него надо брать пример всем нашим пионерам и комсомольцам». Я поблагодарил Юру за его лестный отзыв о сыне и попросил его не бередить еще не зажившие раны. На следующий день мне позвонил первый секретарь ЦК ВЛКСМ …. Павлов и попросил принять писателя, которому ЦК поручил написать книгу о летчике-пионере…».
Проанализируем эту информацию. «Через двадцать лет после нашей победы» - это примерно 1965 год. По мнению генерала Каманина, первым, кто опубликовал информацию, был инженер Дубинский, и сделал он это в многотиражке военно-воздушной академии. Т.е. все началось с Дубинского? Правда тут же Каманин сообщает, что были аналогичные статьи(!) в центральных газетах и журналах. Т.е. публикаций было уже много? В том числе была статья в газете «Труд», которую прочитал Гагарин. Во всех газетах и статьях «все было правдой». Жаль, что Каманин не дает даты, хотя бы примерной, когда выходила статья в «Труде». Интересно было бы прочитать ее, также, как и первую публикацию Дубинского, и сравнить «правду», которая была в них, с «правдами» последующими.
Каманин «удовлетворяет любознательность» Гагарина, но просит «не бередить раны». Гагарин, надо полагать, решил пренебречь просьбой, и сообщил в ЦК комсомола? Иначе к чему приведен этот рассказ о нем? Из ЦК на следующий день прислали писателя Котыша с поручением написать «книгу о летчике-пионере…». Опять же, почему о пионере, если Аркадий был комсомольцем, во всяком случае, когда получал ордена?
Котыш выпустил первое издание повести «Стрижонок» в 1968 году. Каманин в мемуарах это подтверждает, потому что секретарь ЦК ВЛКСМ в том же году дарит ему и его жене экземпляр книги с благодарственной надписью: «на него можно и нужно равняется всем пионерам и школьникам». Далее Каманин пишет: «В это же время вышла книжка Г. А. Дубинского «Аркаша Каманин»». В это же время, это в 1968 году? Насколько я смог установить, книжка Дубинского впервые опубликована в 1975 году, тогда же, когда и второе издание повести «Стрижонок», ранее Дубинский книжек не выпускал. А «Стрижонок» между первым и вторым изданием изменился колоссально, и в объеме, и по количеству подвигов и по их составу. Книжка Дубинского явно ближе ко второму «Стрижонку»))) Скоро я к ней вернусь, но перед этим подведу черту под хронологией.
Рассказ Каманина несколько противоречит версии Котыша. Котыш в предисловии ко второму «Стриженку» сообщает, что впервые про Аркадия ему рассказал Юрий Гагарин во время поездки в Японию в 1962 г. Откуда узнал Гагарин, Котыш не говорит. Но статья Котыша, опубликованная 5 января 1965 года в «Красной звезде», похоже, была все же первой информацией об Аркадии в центральной прессе. Может быть Дубинский и был первым автором, но только в местной газете военно-воздушной академии. Тогда его статья должна была появится ранее 1965 года. Ладно, все это кажется не очень интересным? Зато информации о Дубинском позволила мне сделать удивительное открытие. Все подвиги, которые не придумал Котыш, придумал Дубинский! В том числе «нападение бандеровцев на штаб фронта». Пазл сложился в завершенную картину. Не могу сказать, что картина прекрасна, но уж какая есть.
Я прочитал повесть «Аркаша Каманин», написанную Георгием Дубинским! Она была опубликована в сборнике «Пионеры-герои», издательства «Малыш» в 1975 год. Ну это сильная вещь! Об этом в следующей статье. Посмотрите, не пожалеете.
Список всех публикаций на тему находится здесь...
Другие мои статьи на тему: