Найти тему
Математика до школы

Есть всего одна причина, по которой не умеет решать задачи будущий первоклассник

А это значит, что, уже будучи в школе, он не сможет понимать текст задачи, подбирать соответствующее действие и соотносить ответ с реальностью. Ведь его не научили главному! Чему? Давайте разбираться.

Особенность мышления

Весь секрет заложен в особенности его мышления. Старший дошкольник думает иначе, чем взрослый. Если взрослый обладает абстрактным мышлением, то у ребенка пока преобладает наглядно-образное мышление. То есть дошкольник мыслит не абстракциями (схемами и знаками), а образами. А это значит, что и задачу он будет решать иначе, чем взрослый человек.

Ребенок думает иначе, чем взрослый
Ребенок думает иначе, чем взрослый

Взрослый догадывается об этом, поэтому все переводит в наглядность. Например, обучая ребенка счету, предлагает ему воспользоваться счетным материалом. По аналогии, взрослый поступает и с задачей, стараясь все перевести в наглядность. Например, «на ветке сидели 5 попугаев, два улетели. Сколько осталось попугаев сидеть на ветке?». Чтобы ребенок понял, взрослый показывает ребенку 5 попугаев, затем, закрывает двух, и ребенок легко решает задачу. Но как только взрослый предлагает решить задачу без демонстрации наглядности, оказывается, что ребенок так и не научился решать задачи, хотя умеет считать. А все дело в том, что навык счета отличается от навыка решения задач.

В чем же главное отличие навыка счета от навыка решения задач?

Когда ребенок считает, он наглядность переводит в арифметическое действие, например, пересчитывает счетный материал и соотносит его с арифметическим действием. Со временем, он способен будет эту наглядность представлять в своем уме и решать примеры устно, уже без наглядности. Когда же ребенок решает задачу, он должен ситуацию, происходящую в задаче, перевести в арифметическое действие. А это значит, что сначала он должен ситуацию перевести в наглядность, а потом только эту наглядность перевести в арифметическое действие. То есть здесь уже два этапа : вначале ребенок должен представить, что происходит в задаче в своем воображении, а потом, применить к данной конкретной ситуации подходящее арифметическое действие. Именно поэтому, когда взрослый все задачи старается перевести в наглядность, ребенок пропускает первый этап и, следовательно, не учится воображать ситуацию в задаче, а сразу преступает ко второму этапу – счету.

Научить считать и решать задачи - не одно и то же
Научить считать и решать задачи - не одно и то же

Но так как он сам не представил, что в задаче происходит, то и пример к задаче подбирает неправильно. При этом, часто взрослый, чтобы ребенок легче подбирал соответствующий знак, дает подсказку: «улетели», «вылили», «вышли» — это «минус» (отнимаем), «прилетели», «долили», «пришли» — это «плюс» (прибавляем). И тут ребенок, решая задачу «Из магазина вышли четыре покупателя, а потом еще два. Сколько покупателей вышли из магазина?», вдруг, составляет такой пример: 4-2. Взрослый недоумевает. А по мнению ребенка, он все правильно сделал: здесь было слово «вышли», значит применяем знак «минус» - вычитание. А все дело в том, что у ребенка не появилась картинка перед глазами, то есть он не представил в своем воображении, как выходят из магазина покупатели. Зато из текста он услышал слово «вышли», и поступил, как ему велел взрослый – применил знак вычитания.

Получается, чтобы дошкольник умел решать задачи, его прежде всего нужно научить воображать ситуацию в задаче! Как говорится, все гениальное – просто!

А как же этому учить?

Прежде всего, применять сразу наглядность следует только на первых порах, когда ребенок только знакомится с задачами. А потом, взрослый должен поступать так: сначала предложить решить задачу, ребенок говорит свой вариант решения, и, только потом сделать проверку: разобрать задачу с помощью наглядности.

Полезны и задачи такого типа: «У меня три стакана, в каждым стакане лежат по три шара, сколько всего шаров в трех стаканах?». Здесь ребенок должен в своем воображении «положить» в каждый стакан по три шара, а, затем, и пересчитать их. После того, как ребенок назовет свой ответ, можно сделать проверку: вытащить шары из стаканов и пересчитать.

Постепенно ребенок, сверяя свой ответ с правильным, учится представлять ситуацию в задаче, а значит, и решать задачи!

Еще одно важное замечание!

Нужно заметить, что у многих детей, особенно с доминирующим правым полушарием, наглядно-образное мышление продолжает работать и 1, 2 классах. Правополушарное мышление отличается тем, что их обладатели воспринимают материал не дифференцированно, а целостно. Можно даже образно это сказать так: «Правополушарные люди не видят за лесом отдельных деревьев, а левополушарные – за отдельными деревьями не видят леса» (Б. Белый). Поэтому таким детям сложно разбивать задачи на действия и использовать при решении схемы. Им проще решить задачу «целостно», то есть прослушать, «вообразить ситуацию» и сразу дать ответ. А при разборе задачи, например, во время рассматривания схемы, они теряются. Проблема временная, ведь как только головной мозг созреет, все встанет на свои места. Но, пока, ребенку нужно помочь! Как бы абсурдным не казалось это взрослому, но для такого ребенка нужно перевернуть все «с ног на голову»: сначала устно решить задачу, а только потом разбирать ее на схеме.

Вывод

Итак, чтобы ребенок умел решать задачи, нужно научить его представлять ситуацию задачи в своем воображении. Для этого, нужно сначала дать возможность ребенку решить задачу устно, а потом только сделать наглядную проверку.