24 ноября 1971 год. Очередной чудесный день. Канун дня Благодарения. Тридцать семь пассажиров не считая членов экипажа поднялись на борт «Боинга 727−51», совершающего перелет из Портленда, штат Орегон, в Сиэтл. Самолет взмывает в воздух. Мужчина в черном, но легком пальтишке, сером пиджаке, черном галстуке и темных солнцезащитных очках, разместившийся в «хвосте», держа на коленках черный чемоданчик, заказал себе бурбон и содовую.
«Взболтать, но не смешивать» - улыбнувшись, тихо напутствовал стюардессе скромный, вежливый человек, попутно закурив (тогда это было можно).
Типичный бизнесмен или шпион. Казалось бы, ничего примечательного. Если бы... по возвращению стюардессы, наш герой не подсунул ей мятый клочок бумажки. Девушка было решила, что это очередной подкат, но товарищ был настроен решительно и пренебрежение к его персоне воспринял спокойно: «Дорогуша», - сказал человек в черном, - «Я советую вам ознакомиться с содержанием моего послания. Обещаю, это будет бомба». И не соврал. Стюардессе был продемонстрирован тот самый кейс, в котором лежало нечто, похожее на бомбу. Провода, батареи, цилиндры сферической формы, будильник, всё как положено. И в случае чего, он был готов отправить всех прямиком на тот свет. Спокойно, без криков и паники, а главное быстро, но с огоньком. Если сочтёт нужным. История запомнит этого человека под именем Дэн Купер или Ди Би Купер из-за ошибки журнализдов и с этого самого момента начался эпичный в своей простоте и наверное, самый таинственный и до сих пор не раскрытый угон коммерческого рейса в истории США.
Итак, делать стюардессе было не чего, пришлось доносить до пилотов требования воздушного, но надо признать, чертовски галантного и обходительного пирата 20 века. Оно и понятно, за все время полета Купер ни разу не повысил голос, тонко балагурил, рассказывал анекдоты, курил хорошие сигареты и пил бурбон с газировкой. Был галантен, делал комплименты и даже оставлял щедрые чаевые. Это вам не отморозки из серии «Аллах Акбар» или «Отвезите меня на Кубу». По признанию стюардесс, если бы не бомба и шок, видит бог, они бы ему дали и не раз. А требования были простые: двести тысяч долларов в 20-долларовых мелких купюрах и четыре парашюта. Не военных, а обычных, гражданских. И обязательно сесть на дозаправку. Ведь полет будет если не долгим, то весьма эффектным. Надо отметить, что по тем чудным временам двести штук баксов сумма огромная: тачка продавалась в среднем за 2-3,5 тысячи, а галлон бензина стоил всего 36 центов, на эти деньги можно было бы неплохо покутить или подняться. А с учетом сегодняшней инфляции, это целый лям с копейками. Да и прыгать было бы удобнее, не так тяжело и критично. Тем более такую кучу денег могли и не дать, а 200 000$ и 4 парашюта, вполне адекватная цена, чтобы при штурме не крошить в капусту заложников и попытаться разрулить ситуацию мирно, а то и обхитрить захватчика. Наивные.
Как бы то ни было, условия Купера были приняты, а самолет сел на дозаправку в Сиетле. Там пассажиры и одна стюардесса были обменяны на деньги, которые собирались по всем местным банкам и парашюты. Пока самолет стоял, свет выключили, а шторки на окнах опустили, дабы не облегчать работу снайперам. С заправкой затягивали из-за возникшей поломки, а потому Купер вежливо напомнил о бомбе в чемоданчике. Работа пошла быстрее, слаженнее и сдана в срок.
Так, оставшись с пилотами, бортинженером и одной стюардессой, пират выдал им новый план: летим в Мехико! Правда, сделать это нужны было креативно, по-особому. А именно — лететь медленно и низехонько, как крокодилы в анекдоте про прапорщика, где-то на высоте трех тысяч метров, но не выше. А ещё не убирать шасси, опустить закрылки на 15 градусов, ни дышать, ни моргать, не вилять, улыбаться и махать, а самое главное, опустить задний трап. От последнего пилоты отказались, мол, мужик, не взлетим так, самолет угробим.
«Хорошо», - спокойно согласился Купер, - «Не беда».
А поскольку при выполнении остальных условий горючего до Мехико не хватило бы, он, помимо прочего, согласился сделать еще одну дозаправку в городе Рино, штат Невада. Власти думали, что там-то его и прижучат, но у товарища было свое мнение на этот счет...
В восемь вечера самолет взлетел. К этому времени изрядно стемнело, лил дождик. На всякий случай его сопровождали военные истребители, один над «Боингом», другой под ним, дабы их не заметили из кабины и салона. А Купер, тем временем, после того как нужная высота была набрана, вежливо попросил стюардессу запереться в кабине с пилотами и пожелать всем удачи, а сам отправился в хвост, опускать трап... Через несколько минут самолет тряхнет, пилоты со стюардессой отложат несколько кирпичей в попытках стабилизировать судно, а через пару часов приземлятся в Рино, где к удивлению полицейских, Купера не обнаружат. Он испарился. Вместе с деньгами и двумя парашютами. Внатуре, Гудини.
Начали думать, что делать. Ситуация необычная. Какой-то эпичный мужик, похожий на Джеймса Бонда, угоняет самолет, ни кого не убивает, берет бабки, парашюты и на пути в Мексику смывается через трап в темноту, в неизвестность, где лютый ветер и дождь, будучи в пальто и брюках. Начали прочесывать местность, как с земли, так и воздуха. Предполагаемым местом приземления Купера были окрестности озера Мервин в штате Вашингтон. Проверялись все местные дома, сараи и лачуги. В ходе следствия нашли даже труп пропавшей без вести девчушки, покинувшей дом за две недели до описываемых событий, но самого угонщика, как и следы его деятельности отсутствовали напрочь.
После себя же Купер оставил в самолете лишь пару парашютов, галстук с зажимом и 66 отпечатков пальцев. И вечную память у экипажа и пассажиров, по свидетельствам которых составят портрет. Правда, все эти улики как либо использовать не представлялось возможным. Лишь через много лет смогут взять ДНК с галстука, которое впрочем, ни с одним из кучи подозреваемых не совпадет. Оно и понятно, галстук вообще мог не принадлежать угонщику: взят у кого-то или куплен бэушный. А после того, как журналистами история была растиражирована, посыпались письма, где неизвестный называл себя Купером, мол, простой парень из армии США, уволенный и обиженный правительством нагибает это правительство и получает своё. Но выйти на отправителя не удалось.
Считалось так же, что Купер — бывший десантник или человек, как минимум, что-то понимавший в парашютах. Потом поймут, что это не так. Один из парашютов, что подкинуло ему щедрое правительство (по ошибке), был не исправным — обычный учебный макет, который впрочем, был снабжен метками, об этом говорящими. Но пират в качестве основы взял самый старый, а в качестве запасного тот самый макет. Если бы он решил прихватить заложника, кому-то наверняка не повезло бы. Да и опытный парашютист вряд ли сиганет в темноту навстречу судьбе, в лютый дождь и ветер, который бьет в лицо со скоростью 300 километров в час, в пальто и срамных мокасинах. Только дилетант или поехавший. Или человек со стальными яйцами. Потому в итоге федералы склонились к версии, что Купер погиб — разбился в лепешку, был размазан по деревьям или утонул в местной речушке. А если и выжил, то изрядно поломался, а потому был сожран медведями. Через девять лет эта теория частично подтвердится — в местной речке найдут пакет с обветшалыми деньгами, теми самыми купюрами. Правда, это лишь часть денег, а из одной пачки куда-то делась пара-другая купюр. Куда делись деньги из пачки и где остальная часть — тайна, покрытая мраком. До сих пор. К слову, владелец парашютной фирмы, что выдала те самые парашюты, в 2013 был найдет с проломленной башкой у себя дома. Совпадение ли? Как знать. Списали на ограбление со взломом.
Помимо федералов, местность прочесывали разные сыщики-любители-энтузиасты и прочие уфологи, выстраивая свои версии случившегося от наличия у Купера сообщника и мистификации со стороны экипажа до похищения угонщика спецслужбами, неонацистами или инопланетянами. Все что смогли найти, это инструкцию «как опустить задний трап Боинга» и останки каких-то сгинувших несчастных в местных лесах, которые впрочем, к Куперу отношения не имели. Потом, в наше время, с помощью современной техно-магии смогли чуть подробнее изучить тот галстук и сделать анализы, в которых нашли частицы чистого титана — на тот момент, такую ачивку могли получить только работники химической или металлургической промышленности, с чего можно сделать вывод, что Купер был работником такого предприятия, возможно инженером. В 2017 году вроде как в лесах нашли кусок парашюта, улика передана ФБР, но так как в 2016 дело расследования под названием NORJAK (сокращенно от Northwest hijacking — «угон самолета Northwest Airlines») было прекращено и сдано в архив, то каких либо комментариев и заявлений не поступило. Дэна Купера так и не нашли. Аминь.
За все эти годы, с самого начала расследования, у федералов сформировался целый круг из разных подозреваемых — ни много ни мало, 1200 человек, из которых только 900 называли себя Купером. В итоге часть отсеяли и осталось около 10 главных претендентов на это преступление, но так или иначе, связать этих людей с делом и пришить им вину не вышло. У одного была военная подготовка, но не проходил по возрасту, другой как-то быстро финансово поднялся, прикупив себе особнячок, но так же не подошел, ввиду алиби. В общем, одни лишь теории. Документов скопилось аж на шестьдесят томов.
В нашем современном мире такая ситуация кажется лютым абсурдом: человек без документов купил билет, протащил на борт бомбу и угнал его. Ну как так-то? Но в 70-х аэропорты по уровню безопасности представляли собою проходной двор: тут тебе и минимум охраны и отсутствие рамок с камерами. Даже Лиам Нисон ещё не стал воздушным маршалом, чтобы всех спасти. Доходило до того, что по аэропорту бродили всякие сомнительные личности, стреляющие мелочь и сигареты у прохожих. Красота. Потому Куперу и фартануло с планом, надежным, как швейцарские часы. Тем более в те славные времена самолеты не угонял только ленивый.
А что думаете вы?
Автор Алексей Шухартской
Коллективный исторический паблик авторов - https://vk.com/catx2