Добрый день, читатели!
По просьбе знакомого занимаюсь поиском лояльного и удобного банка для обслуживания счета ИП. По прочтении огромного количества отзывов о разнообразных банках выявилась определенная закономерность. Большая часть положительных отзывов посвящается удобному интерфейсу, оперативности, лояльности в части движения наличных, внимательности тех поддержки и прочему. Негатив же почти всегда на одну тему или около нее: «заблокировали счет вообще без видимых причин, из-за них мы понесли убытки». Разумеется, смутила массовость таких отзывов и их очевидная реалистичность – авторы охотно делились ИНН своих компаний, полными наименованиями, датами… Согласитесь, такое неимоверное засилье «преступников», сотрудничество с которыми опасно для банка вплоть до отказа в обслуживании, выглядит странно. Тем более публичное негодование самих «злодеев», вынужденных искать выходы из сложившихся обстоятельств. А сам по себе вопрос затронут крайне интересный и болезненный для любого бизнесмена, тем более начинающего. Сегодня попробуем разобраться в причинах блокировок счета, и как же стоит действовать.
Для начала уясним, по чьей инициативе может блокироваться расчетный счет? Таких служб несколько:
- Федеральная налоговая служба;
- Федеральная служба по финансовому мониторингу;
- Федеральная таможенная служба;
- Служба судебных приставов.
Для урегулирования разногласий, приведших к блокировке счета, с каждой из этих служб, есть свои стратегии. Но сегодня мы поговорим о федеральной службе по финансовому мониторингу. Не все с ней так просто. В каждом банке есть отдел финансового мониторинга, и занимается он деятельностью связанной с собственно возможностью банка функционировать в нормальном режиме. Речь идет о том самом 115-ФЗ, за несоблюдение требований которого банк может быть оштрафован и лишен лицензии, а должностные лица могут понести не только административную, но и уголовную ответственность. Собственно теперь становится понятна причина настороженности банков в отношении клиентов – клиентов много, они разные, у многих в принципе отсутствуют бухгалтерские службы. Платежные документы готовятся руководителями или иными лицами без профильного образования, что влечет за собой ошибки. Цена этих ошибок может оказаться слишком высока для банка, и потому, банками были разработаны машинные методы контроля проводимых операций. Машинный контроль - это первое, довольно грубое «сито», для выявления неблагонадежных операций, далее идут специалисты отдела финмониторинга, которые рассмотрят выявленные ситуации более досконально. Но давайте обо всем по порядку.
Обратимся к нормам законодательства, к которым отсылает нас банк при блокировке счета - Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». И на самом деле, пунктом 1 ст. 7 этого закона, за банками закрепляется право принимать меры как по определению собственно целей финансово-хозяйственной деятельности, деловой репутации, финансового положения в целом своих клиентов, обслуживающихся на постоянной основе, так и принимать меры по определению источников происхождения денежных средств и (или) иного имущества клиентов. Собственно характер и достаточность таких мер определяется банком исходя из степени риска, осуществления операций клиентов в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Так же согласно пункту 14 ст. 1 того же закона, клиенты банков обязаны предоставлять всю необходимую информацию, для исполнения банками своих функций. Согласно пункту 11 ст. 7 банкам дано право отказать клиенту в проведении любой операции, если таковая вызвала сомнения сотрудников финмониторинга, действующих согласно правилам внутреннего контроля.
Итак, что же может показаться банку подозрительным? Согласно 115-ФЗ есть ряд поводов, перечисленных формальным языком (а мы постараемся их прояснить), и при обнаружении хотя бы одного из которых запускается внутренняя проверка (банк запрашивает документы по сделкам и устанавливает срок, до которого клиент должен предоставить сведения):
- нетипичный характер сделки (если вы оказываете парикмахерские услуги и вам поступили средства за поставку угля, то 110% из 100%, что банк заинтересует эта операция);
- у сделки отсутствует экономический смысл (если вы занимаетесь реализацией леса кругляка и вдруг начали закупать в регионе за 2 тысячи км от вашего опилки по цене в 2 раза выше реализуемого вами кругляка, это сделка точно вызовет интерес);
- вывод капитала из страны (тут все более или менее понятно);
- клиент занижает тарифные платежи (ну это когда вы вдруг сознательно начали работать себе в убыток);
- клиент снимает много налички и уклоняется от налогов. (Наличные средства, по мнению государства, в объеме более 30% от оборота, провоцируют развитие теневой экономики. Что касается налогов, то неуплата вами налоговых платежей через расчетный счет может вызвать нехороший интерес со стороны банка. Но, даже если вы их уплачиваете с расчетного счета, то их объем должен соответствовать рекомендованному при вашем обороте.);
- банк постоянно мониторит клиентов на соответствие базам данных по террористам и черным спискам, проверяет паспорта на действительность (попытка открыть счет с краденым паспортом, скорее всего, закончится фиаско).
Чаще всего предприниматели сталкиваются с тремя разновидностями ограничений работы по счету:
- машинными методами контроля выявлена сомнительная операция, как правило, связанная с переводом средств с вашего расчетного счета. В этом случае блокируется сама операция до подтверждения со стороны клиента. Звонка с пояснением бывает достаточно для проведения операции;
- операция была блокирована машинным контролем, но и специалист при проверке счел ее подозрительной. В этом случае банк запросит у вас пакет документов, касающийся проведения данной операции (мы еще вернемся к этому перечню документов);
- по совокупности проводимых клиентом операций банк блокирует работу счета и требует предоставления документов о деятельности компании. Такое решение принимается уже конкретно службой безопасности банка (комплаенс).
Теперь пару слов о законности полной блокировки счета: это возможно только в случае, если банк имеет достаточные основания полагать, что компания или ее собственники/руководители причастны к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма). При этом нужно помнить, что сама достаточность оснований определяется Межведомственной комиссией по противодействию финансированию терроризма, а не самим банком.
Так как для полной блокировки нужны ооочень веские основания то, что же делать в каждом из 2-х оставшихся случаев блокировки счета (блокирована операция/ дистанционный доступ к счету)!?
Первое – звонок в банк с целью выяснить причину. Это может быть звонок на горячую линию, или вашему менеджеру, в клиентскую службу. Вполне возможно вы некорректно заполнили платежное поручение, не указали обязательных данных по платежу и т.д., или просто операция показалась нетипичной для вашей обычной работы по счету. Тогда будет достаточно исправления платежного поручения или просто устного пояснения сотруднику банка, для того что бы платежу дали движение.
Второе - после звонка выясняется, что банк хотел бы получить документы по проводимой операции. Как бы ни было это печально, но если вы уверены в чистоте сделки, то документы лучше предоставить, иначе ни один адвокат не возьмется защищать ваши интересы в суде. Но вы имеете право попросить у банка письменное пояснение о причине приостановки операции. Список востребованных банком документов может быть весьма обширным:
- договоры, накладные, акты выполненных работ, счета-фактуры;
- налоговые декларации и иные документы, подтверждающие уплату клиентом банка налогов;
- документы, подтверждающие операции по счету и по расходованию наличных средств;
- документы по ведению хозяйственной деятельности (договоры аренды, перечень средств производства и т.д.).
У банка есть 10 дней на принятие решения о разблокировке с момента предоставления клиентом полного пакета документов. Если банк предоставленные документы не устроят, то он может вам отказать в разблокировке и предложить 45 дней на вывод ваших средств в другой банк. К слову сказать, у вас есть право сразу написать заявление о такой рокировке, и попрощаться с данным банком вовсе не предоставляя никаких документов…
Если вам все же отказали в разблокировке счета, и вы уверены в своей непогрешимости, то у вас есть право подать жалобу в межведомственную комиссию при Банке России. Если не помогло и это и вы понесли финансовые потери, то вы можете воспользоваться правом защиты ваших интересов в суде, но, как правило, разбирательства по данной категории споров очень и очень длительны.
Подводя итоги, хотелось бы напомнить, что же нужно делать ДО блокировки счета:
- своевременно уведомляйте банк об изменениях ОКВЭД, адреса, данных руководителя. Например, коды ОКВЭД вам поможет подобрать умный Сервис ipnalogru .ru ;
- подробно указывайте назначение платежа: за какой товар или услугу проходит оплата, на основании какого договора и т.д. Попросите ваших контрагентов делать так же;
- платите налоги вовремя и в нужном объеме, сдавайте отчетность своевременно; согласно рекомендациям ЦБ размер минимального налога должен быть не менее 0,9 % от оборота (если счетов несколько, то делите налоговые платежи пропорционально обороту по ним);
- проверяйте контрагентов – проявляйте должную осмотрительность (выписки ЕГРЮЛ, сервисы проверки, арбитраж);
- на вопросы банка о деятельности старайтесь отвечать полно и достоверно (понимание специфики вашего бизнеса сделает ваш диалог с банком более конструктивным);
- резервный расчетный счет позволит вам в случае блокировки не остановить бизнес на длительное время и сохранить свою деловую репутацию.
А мне остается лишь пожелать вам удачи в вашем бизнесе и работы без блокировок счета.