За последние десять лет произошло удивительно большое количество неудачных реставраций произведений искусства. Была печально известная обезьяна Ecce Homo, Playmobil Saint George, непорочное зачатие в Валенсии . Интересно, что многие из них произошли в Испании. Похоже, существует целый класс общества, от производителей мебели до владельцев табачных магазинов и местных бабушек, достаточно уверенных в своих силах, чтобы вернуть произведению искусства былую славу; никакой предварительной подготовки, только импровизация. И мы слышим только о верхушке айсберга. Существует захватывающая вероятность того, что по всему миру есть еще много сотен ужасно отреставрированных статуй, о которых просто никогда не сообщают в прессе или которые находятся в частной коллекции.
Но в прошлом месяце миру стала известна еще одна неудачная реставрация публичной скульптуры в офисах банка в испанском городе Паленсия, реставрация настолько до смешного ужасна, что она сразу же вошла в пантеон "великого искусства ремонта". Это стало известно, когда художник, живущий рядом со зданием, получил от флориста сообщение о том, что со статуей на богато украшенном 100-летнем офисном здании, которое хорошо известно в городе, случилось что-то неприятное. Он пошел, чтобы увидеть это сам, и был достаточно потрясен тем, что он обнаружил, что он разместил фотографии до и после в Facebook.
Скульптура была частью большого барельефа, первоначально заказанного Католической аграрной федерацией для украшения здания. На нем была изображена пастушка, пасущая своих овец. Но теперь голова женщины стала неузнаваемой. Новое лицо - не что иное, как кусок камня с парой грубых мертвых глаз, стремящихся к свободе друг от друга, картошкой вместо носа, строго поджатыми губами и лоскутным одеялом из нескольких разных причесок, борющихся за первенство. Вместо пастырского безмятежного взгляда на ее стадо, теперь лицо обращает свой коровий взгляд на мир внизу, нависая на прохожих с угрожающим видом человека, который собирается встать из-за с тола в пабе и ударить кулаком незнакомца в затылок.
В ответ на протесты по поводу статуи Профессиональная ассоциация реставраторов и консерваторов Испании (ACRE) написала в Твиттере, что эта работа «НЕ была профессиональной реставрацией». Кто несет ответственность за реставрацию, до сих пор не известно.
Одна из причин, почему скульптура настолько поразительна, - это богатство воображаемой предыстории. В какой момент реставраторы осознали, что ущерб, который они уже нанесли, был непоправим, и что теперь перед ними стояла задача делать его все хуже и хуже? Что они чувствовали, продолжая резать? Что, наконец, заставило их взглянуть на свою работу, собрать все орудия тупой силы, которые они использовали, и исчезнуть в ночи?
Это не акты вандализма и были бы не так интересны, если бы они были они. Это благие намерения, стоящие за ними, делают их такими восхитительными, такие прекрасные визуальные метафоры. Бешенство этого, стремление к величию разбилось о камни неумелости. Эти произведения искусства часто называют Ecce Homo, где бы они ни были созданы.