Найти тему
Москва памятная

Новодевичье кладбище. Великие русские художники, чей прах был перенесен на главный советский некрополь

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Сегодня я хочу рассказать вам о двух знаменитых русских живописцах, похороненных на Новодевичьем кладбище. Изначально они были погребены в других местах, но когда начался процесс формирования Новодевичьего кладбища, как главного мемориала для людей имеющих особые заслуги перед страной было произведено множество перезахоронений. Хотя иногда такая необходимость диктовалась тем что старые кладбища в Москве вообще ликвидировались.

Левитан Исаак Ильич (1860-1900)

Автопортрет
Автопортрет

Знаменитый русский художник-пейзажист. Академик Императорской Академии художеств. Родился в городе Кибарты (Литва). В начале 1870-х семья Левитанов переехала в Москву где сначала старший из сыновей Авель, а затем и Исаак поступили в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Учителями будущего мастера пейзажа были художники Перов, Саврасов и Поленов.

В 1875 году материальное положение семьи Левитанов сильно ухудшилось. Мать умерла, а отец сильно болел и по состоянию здоровья был вынужден оставить службу на железной дороге. Единственным источником существования семьи стали частные уроки которыми подрабатывал отец.
Нужно сказать, что администрация училища проявила заботу о своих талантливых учениках. Братья Левитаны время от времени получали материальную помощь, а в 1876 году были освобождены от оплаты обучения «ввиду крайней бедности» и как «оказавших большие успехи в искусстве».
Положение еще больше ухудшилось в феврале 1877 года, Однако в марте того же года Исаака Левитана ждал первый успех. Две его работы демонстрировавшийся на выставке учащихся пейзажного класса Саврасова были благосклонно отмечены прессой, а шестнадцатилетний художник получил малую серебряную медаль и 220 рублей «для возможности продолжить занятия».

В 1879 году, Павел Михайлович Третьяков купил картину молодого художника «Осенний день. Сокольники»,

-3

но вскоре после этого все Левитаны, как и сотни других евреев были высланы из Москвы, в соответствии с высочайшим указом, запрещающим евреям жить в «исконно русской столице».
Самое «интересное», что указ был издан в связи с неудавшимся покушением «народника» Александра Соловьёва, отнюдь не бывшего евреем, на императора Александра II.
Следующие пару лет Левитан вместе с братом, сестрой и зятем провел на небольшой даче в подмосковной Салтыковке близ Балашихи.

Самой известной его картиной того периода стал пейзаж «Вечер после дождя»

-4

продажа которой и других работ помогла не только безбедно прожить в Салтыковке, но и арендовать в последствии жилье на Большой Лубянке.

В середине 1880-х годов материальное положение художника улучшилось. Однако голодное детство, беспокойная жизнь, напряжённый труд сказались на здоровье — у него резко обострилась болезнь сердца. Поездка в 1886 году в Крым укрепила силы. По возвращении Левитан организовал выставку пятидесяти пейзажей. В конце 1880-х — начале 1890-х годов Левитан возглавлял пейзажный класс в Училище изящных искусств художника-архитектора А. О. Гунста.
В это же время произошло его знакомство с Чеховым, в дальнейшем переросшее в крепкую дружбу.
В 1887 году художник впервые отправился на Волгу, которую так проникновенно изображал его любимый учитель Саврасов.

На следующий год он снова решил ехать на Волгу. Весной 1888 года Левитан вместе с друзьями-художниками Алексеем Степановым и Софьей Кувшинниковой отправился на пароходе по Оке до Нижнего Новгорода и далее вверх по Волге. Во время путешествия они неожиданно для себя открыли красоты маленького, тихого городка Плёс. Они решили задержаться и пожить там некоторое время. В итоге Левитан провёл в Плёсе три чрезвычайно продуктивных летних сезона (1888—1890). Около 200 работ, выполненных им за три лета в Плёсе, принесли Левитану широкую известность, а Плёс стал очень популярен у пейзажистов. Существует мнение, что картина «Над вечным покоем» является «самой русской» из всех, когда-либо написанных на русскую тему картин.

Над Вечным покоем
Над Вечным покоем

В конце 1889 — в начале 1890 года Левитан впервые совершил поездку в Западную Европу, посетил Францию и Италию. Он хотел ближе познакомиться с современной живописью, широко представленной на проходившей в Париже Всемирной выставке. Вероятно, особенно интересовали его ретроспективная экспозиция давно любимых им художников барбизонской школы и произведения импрессионистов. По свидетельству Нестерова, «там, на Западе, где искусство действительно свободно, он убедился, что путь, намеченный им раньше, верен».

В марте 1891 года Исаак Левитан стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. Московский меценат Сергей Морозов, увлечённый живописью и друживший с Левитаном, предоставил художнику очень удобную мастерскую в Трёхсвятительском переулке.
Весной 1892 года Левитан участвовал в XX Передвижной выставке представив на суд публики картины «Осень», «У омута», «Лето» и «Октябрь».

В 1892 году Левитан как «лицо иудейского вероисповедания» был вынужден покинуть Москву и некоторое время жил в Тверской и Владимирской губерниях. Затем, благодаря хлопотам друзей, художнику «в виде исключения» позволили вернуться. К этому периоду относится его полотно «Владимирка», где изображена дорога, по которой гнали в Сибирь каторжан.

-6

Одним из самых плодотворных в творчестве Левитана стал 1895 год, когда из под его кисти вышли две самые его известные, ставшие хрестоматийными работы.

"Март"
"Март"
«Золотая осень».
«Золотая осень».

К сожалению, в середине 90-х годов позапрошлого века у Левитана начались серьезные проблемы со здоровьем. У него было диагностировано заболевание сердца.
Скончался великий русский пейзажист 22 июля 1900 года в Москве. Был похоронен на ныне снесенном Доргомиловском еврейском кладбище.
22 апреля 1941 года прах Исаака Левитана был перенесён на Новодевичье кладбище, участок №2.

-9

Серов Валентин Александрович(1865-1911)

Автопортрет
Автопортрет

Один из самых знаменитых русских художников, представитель русского импрессионизма и модерна. Был членом "Товарищества передвижников" и объединения "Мир искусства".
Родился в Санкт-Петербурге, в семье композиторов Александра Николаевича Серова и Валентины Семёновны Серовой

Когда Валентину было 6 лет, его отец скончался, а мать, которая давно уже заметила склонность сына к изобразительному искусству, и увидев впечатляющие для маленького мальчика результаты, решила переехать вместе с ним жить в Париж.
В Париже Серовы поселились на бульваре Клиши, где их соседом вскоре стал Илья Ефимович Репин, который принял живое участие в судьбе юного дарования и стал его учителем и наставником.
Спустя некоторое время мать вместе с сыном решила перебраться в Москву. Когда в белокаменную вернулся и Репин, Валентин фактически поселился в доме мастера, копируя его холсты, а в свободное время, рисуя с натуры и работая с гипсом.

В 1880 году Серов был зачислен вольнослушателем в Императорскую Академию Художеств; одновременно, посещал частную студию П. П. Чистякова.
Через пять лет вернулся в Москву и вошел в так называемый Абрамцевский кружок.
В усадьбе Абрамцево принадлежавшей известному промышленнику Савве Ивановичу Мамонтову по долгу гостили и работали знаменитые русские художники И. Е. Репин, В. М. Васнецов, А. М. Васнецов , В. Д. Поленов, П. П. Трубецкой, И. С. Остроухов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров, К. А. Коровин, И. И. Левитан и многие другие.
В домашнем театре выступали знаменитые музыканты и актёры. Частым гостем в доме был Ф. И. Шаляпин. Были организованы столярная и керамическая мастерские.
Именно здесь Серов написал свою знаменитую «Девочку с персиками», портрет Веры Мамонтовой, дочери Саввы Ивановича.

-11

Будучи одним из самых известных русских портретистов рубежа 19-го 20-го веков, Серов был так же мастером пейзажа

«Абрамцево зимой»
«Абрамцево зимой»
 «Октябрь. Домотканово»
«Октябрь. Домотканово»

Но конечно больше всего он известен как портретист.

"Портрет художника Левитана"
"Портрет художника Левитана"
"Мика Морозов"
"Мика Морозов"
"Император Николай II в серой тужурке"
"Император Николай II в серой тужурке"

Всего творческое наследие художника составило несколько сотен живописных полотен, не считая рисунков, эскизов, набросков.
Скончался в ноябре 1911. Был похоронен на Донском кладбище. В 1939 останки великого художника были перенесены на Новодевичье.
Могила находится на втором участке

-17

На этом мои уважаемые читатели и подписчики позвольте сегодня прерваться.
Желаю вам всего доброго и до скорой встречи.