В начале 2020 года большинство российских компаний выводили сотрудников строго в офис, хотя технический прогресс позволял перейти на «удалёнку» ещё лет десять назад. С приходом пандемии многим пришлось перевести работников на дистанционный формат под влиянием внешних обстоятельств. В статье я предлагаю объективно рассмотреть плюсы и минусы данного подхода для бизнеса.
Преимущества удалённой работы:
1. Возможность расширить рамки рынка труда. Это актуально как для регионов, которые наиболее остро ощущают нехватку квалифицированных кадров, так и для крупных городов, которые получают возможность сэкономить на оплате услуг линейного персонала.
2. Возможность сэкономить на аренде офиса. Некоторые компании рассмотрели для себя возможность снять помещение поменьше или полностью отказаться от офиса.
3. Возможность сэкономить на технике и расходных материалах. Ранее компания предоставляла каждому сотруднику как минимум компьютер, гарнитуру, мобильный телефон, рабочий стол, кресло, чай/кофе, воду. Некоторые работодатели оплачивали сотрудникам расходы на проезд в общественном транспорте, бензин, парковку, вводили «плюшки» в виде фруктов, завтраков и пиццы по пятницам. При работе с удалённой командой большинство этих трат осталось в прошлом.
4. Полная оцифровка деятельности персонала. Если ранее компания не стремилась оцифровать вклад каждого сотрудника в работу либо это происходило частично в конкретных отделах, то с переводом команды на «удалёнку», руководство убедилось в необходимости анализировать работу своих подчиненных. Теперь схема, в которой сотрудник приезжает в офис к 9:00 и бурно имитирует деятельность до 18:00, потеряла свой смысл. Люди пришли к тому, что нужно работать на результат.
5. Каждый болеет у себя дома. И это касается не только коронавируса. Думаю, у каждого руководителя есть в запасе история о том, как подчинённый с температурой 38 героически заявляется в офис, чтобы заразить весь отдел. Я таких выгоняла домой до того, как это стало мейнстримом, но есть и те руководители, которые поощряют подобное поведение. Заболевший сотрудник на «удалёнке» может полноценно работать, не создавая опасности для окружающих и риска для бизнеса.
Недостатки удалённой работы:
1. Дополнительные затраты на сотрудников, которые не имеют технического оснащения . Если вы изначально нанимаете сотрудника на удалённую работу, то можете сразу ставить условие о наличии необходимой техники и гарнитуры. Если вам пришлось перевести действующего сотрудника на «удалёнку», то он имеет полное право получить от своего работодателя всё необходимое для работы дома. Не у всех есть достаточно мощный компьютер, кому-то не хватает гарнитуры, и тогда эти расходы ложатся на ваши плечи.
2. Отсутствие жилищных условий . К сожалению, не каждый может похвастаться даже собственной комнатой. Неприятным фактором могут послужить шумные соседи или маленькие дети. Если такой сотрудник ежедневно ведёт серьёзные переговоры с внешними клиентами или партнерами, это может негативно отразиться на имидже компании.
3. Низкий навык самоорганизованности. Причина не в отвлекающих факторах, а в том, как человек на них реагирует. Поверьте, в моём подчинении были удалённые сотрудники с 2-3 детьми, и это были одни из лучших работников в компании. Если вы заметили, что сотрудник стал хуже работать на «удалёнке», у меня для вас плохие новости – в офисе он работал ненамного лучше. Но есть и хорошая новость – при желании это лечится. Подробнее – в будущих материалах.
4. Сопротивление сотрудников, которые не хотят работать из дома. Как и работодатели, сотрудники также по-разному реагируют на возможность удалённой работы, и кому-то из них «не заходит». Они нуждаются в живом общении и смене обстановки, им трудно бороться с отвлекающими факторами, мешают соседи и домашние. В данном случае всё зависит от компании и от ценности конкретного сотрудника. Некоторые работодатели на этот случай снимают коворкинг, гостиничные номера, также набирает популярность гибридный формат (2-3 дня в офисе, 2-3 дня дома). Если сотрудник не представляет большой ценности для вашего бизнеса, и вы чётко решили, что будете переводить команду на «удалёнку», возможно, следует задуматься о подборе новой единицы.
5. Совместители. Мне не раз приходилось сталкиваться с людьми, которые пытаются совмещать работу в компании с другой деятельностью. Хотя я многократно предупреждала на собеседованиях, что работа полноценная, и совмещение невозможно, иногда сотрудники хотели убедиться в этом лично. Такие ребята выявляются достаточно быстро, и их приходится ставить перед выбором: работа у нас или частичная занятость где-то ещё. При этом, я ничего не имею против, если офисный сотрудник, перейдя на «удалёнку», обнаружил у себя 2-3 свободных часа в день, которые он тратил на дорогу, и решил в нерабочее время заняться чем-то дополнительно.
Если вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться на мой канал – впереди много интересного! Делитесь в комментариях своим опытом работы с удалёнными сотрудниками.