«Мастер и Маргарита» — главный роман Булгакова, вокруг которого существует множество мифов и загадок. Попытаемся выяснить, как с основным сюжетом связан роман Мастера и что лежит в его основе.
📚 «Роман о Пилате» — не просто фантазия: писатель опирался на множество книг и исследований, среди них:
🔸 Историософские романы Дмитрия Мережковского, в которых реальные фигуры из истории христианства наделены психологическими чертами, придуманными автором;
🔹 Пьеса Сергея Чевкина «Иешуа Ганоцри. Беспристрастное открытие истины» (1923), с которой Булгаков, возможно, спорит. Пьеса убежденного атеиста написана как разоблачение — в ней Иисус не только обычный человек, но и манипулятор, участник политических интриг, то есть по характеру прямая противоположность булгаковского героя.
🔍 Из исследований и пьесы Чевкина Булгаков заимствует свои версии имен и названий. Иешуа Га-Ноцри вместо Иисуса, Ершалаим вместо Иерусалима должны звучать как более исторически верные варианты.
📜 В романе Мастера подразумевается, что это изложение событий более точное, чем евангельское. Евангелисты спародированы в фигуре Левия Матвея, который по своей инициативе записывает слова Иешуа — и, видимо, ему нельзя доверять. «Но я однажды заглянул в этот пергамент и ужаснулся. Решительно ничего из того, что там написано, я не говорил. Я его умолял: сожги ты бога ради свой пергамент!» — говорит Иешуа Пилату. Пергамент Левия Матвея — еще один вставной текст в романе, но он появляется только отрывочными фразами, которые читает Пилат.
Иешуа Га-Ноцри
👤 Иешуа — интерпретация Иисуса как бродячего философа, а не Богочеловека или хотя бы пророка. Он не совершает чудес и не воскресает. Булгаков оставляет только канву истории об аресте, допросе и казни. Внутри романа это мотивировано выбором темы Мастером — раз он делает главным героем Понтия Пилата, то и мы видим только ту часть событий, которая касается прокуратора. Поэтому Иешуа не проповедует, а дает показания.
Понтий Пилат
🖋 Пилат из всех персонажей романа Мастера дается наиболее развернуто: мы знаем о его головной боли и раздражении, сомнениях и тоске. Пилат после казни колеблется между чувством вины и самообманом: «Ему ясно было, что сегодня днем он что-то безвозвратно упустил, и теперь он упущенное хочет исправить какими то мелкими и ничтожными, а главное, запоздавшими действиями». Из всех слов Иешуа повторяются чаще всего в романе те, что Пилат, очевидно, применяет к себе — о том, что самый страшный порок — трусость.
👥 Мастер у Булгакова оказывается двойником одновременно и Иешуа, и Пилата. Он жертва (критиков и вообще всей гротескной литературной Москвы), но в то же время он отрекся от своего романа, то есть предал свое предназначение, истину и своего героя, Иешуа — из той же трусости, что и Пилат.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые материалы об искусстве, культуре и науке.