В Петрозаводске помнят Марию Александровну Попову, незаурядного человека, художника и педагога. В 2020-м исполнилось 110 лет со дня ее рождения. У нее была потрясающая судьба: вынужденная эмиграция в Китай, возвращение на Родину, сталинские лагеря, потеря близких… Однако Мария Александровна, несмотря на внешнюю хрупкость, всегда отличалась силой духа, никогда не жаловалась на судьбу.
О Марии Александровне Поповой (18.05.1910 — 30.01.2003) с большой теплотой вспоминают те, кому посчастливилось общаться с ней в Петрозаводске.
Ирина Ларионова: — Помню ее в маленькой хрущевке, где она жила. Скромный чайный стол для гостей. Всегда на столе селедка — спасительница в голодные годы. Стихи, а также искренний интерес к тому, что происходит вокруг, живой ум — и это тогда, когда ей было почти 90!
Судьбе Марии Поповой Галина Акбулатова посвятила пьесу «Послушайте, как кричат муравьи!» — чем не материал для нашего театра?
Вот несколько штрихов к биографии Марии Александровны Поповой.
«Арестовали как резидентов американской разведки»
Родилась М.А. Попова в Омске. Мать — актриса, потом домохозяйка, отец — кадровый военный, преподавал физику в кадетском корпусе. Имел звание полковника, чин статского советника.
В 1920-е годы семья вместе с кадетским корпусом оказалась сначала во Владивостоке, а в 1925 году в Харбине, куда перевели служить на КВЖД отца. В 1929 году из-за конфликта СССР с Китаем Поповы стали невольными эмигрантами, хотя покидать Родину не собирались.
В Харбине Мария с серебряной медалью окончила первое русское реальное училище.
После 1929 года, когда границы закрылись, Поповы жили в Шанхае. Мария работала преподавателем рисования, ее брат Георгий устроился на торговый флот.
После войны семья, уже без мамы, вернулась в Россию. Долгожданное возвращение! А 9 августа 1949 года Марию и ее брата арестовали как резидентов американской разведки и посадили на 10 лет каждого.
— В 1947 году переехала на бесплатную квартиру по приглашению товарища Сталина, — однажды пошутила на эту тему Мария Александровна.
Ее брат из лагеря не вернулся. Отец умер, так и не увидев больше своих детей.
После ссылки Мария Александровна переехала в Петрозаводск к тете. Работала в доме народного творчества, школе №4, педучилище. Писала стихи:
Память, память,
Ты из малой искры
Пламя раздуваешь и пьянишь
Ты конем неукротимо быстрым
Сквозь десятилетия летишь.
Кто тебя удержит, успокоит?
Кто узду накинет на тебя?
Принимаю все мое былое,
Радуясь, страдая и любя.
«Более бескорыстного человека я не встречала»
Марию Александровну вспоминает флорист Людмила Папушой:
— Помню, примерно в 1980 году я пришла в Публичную библиотеку и неожиданно попала на выставку Марии Александровны Поповой, посвященную цветам. Это была излюбленная ее тема. И тут мне говорят, дескать, сейчас будет встреча с автором. Я не могла не остаться, так взволновала меня выставка. Все время не сводила взгляд с маленькой хрупкой женщины. А после встречи одной из первых кинулась к Марии Александровне и попросила ее устроить выставку для трех тысяч работниц в профсоюзной библиотеке Слюдяной фабрики, где я тогда работала. Мария Александровна сразу согласилась.
Встретить в своей жизни такого человека, как Мария Александровна, большая удача. Ее дом притягивал к себе людей. Там всем было хорошо за чашкой чая и интересной беседой. Нередко вспыхивали споры по разным вопросам.
Долгие годы в ее гостеприимном доме собирался Клуб одуванчиков, куда приходили друзья, чтобы услышать ее рассказы об эмиграции, творчестве Бунина, Бальмонта, Северянина, Айвазовского, которыми она была увлечена.
Всю жизнь Мария Александровна писала стихи. Было несколько толстых тетрадей, начатых еще в Харбине. Они, как и ее картины, хранят в себе сокровенные раздумья о России, мире, цветах. Ее мысли и стихи о Родине были не высокопарными, а выстраданными в эмиграции.
Художники Петрозаводска Марию Попову за свою не считали. Но ее выставки устраивались часто — в библиотеках, домах культуры, домах пионеров, на промышленных предприятиях. Всего было 98 выставок.
Мария Александровна все деньги за проданные картины перечисляла в различные фонды: то в фонд мира, то в детский фонд. Более бескорыстного человека я не встречала.
Мария Александровна никого не обвиняла в своих несчастьях
Рассказывает библиотекарь Екатерина Одинец :
— Вспоминаю о встречах с Марией Александровной Поповой с большой теплотой. Ведь это был очень добрый, светлый, душевный человек! Она так любила принимать гостей! Ей всегда было интересно узнать, чем мы живём, о чем думаем, какие книги читаем, какие фильмы смотрим. Всегда просила рассказать о своих впечатлениях.
Именно эта тяга к новому, интерес к жизни, к людям меня всегда поражали в ней. Ведь ей тогда было уже за 70, она плохо передвигалась, болели ноги, она не могла выходить на улицу. Но никогда не показывала, что плохо себя чувствует, наоборот, всегда была веселой и бодрой.
А какая у нее была память! Сколько стихов она помнила и читала нам наизусть! И сама писала стихи, иногда читала нам свои строчки. А ещё показывала свои работы: картины и наброски, аппликации и акварельные рисунки.
Эти встречи вдохновляли меня, заряжали оптимизмом и верой в человеческую любовь и доброту.
Мария Александровна никогда не жаловалась на судьбу, никого не обвиняла в своих несчастьях. Она любила Россию всю жизнь и, живя в Китае, мечтала вернуться на Родину.
Публикацию подготовила Ирина Ларионова
Большое спасибо, что дочитали до конца. Будем вам признательны, если вы поставите лайк этой публикации и поделитесь ею в своих соцсетях (нажав на логотип соцсетей справа), чтобы и другие люди могли увидеть этот материал.
Подписывайтесь на наш канал "Лицей" !